Воспитатель второй младшей группы
Тупицына Елена Николаевна
Игры, развивающие мелкую моторику рук детей
(вторая младшая группа)
- Ни для кого не секрет, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга, это проекция кисти руки. Поэтому можно сделать вывод: Развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук.
- Развитие познавательных интересов у дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
· Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, дает возможность достичь цели полноценного развития ребенка.
Развитие мелкой моторики охватывает не только одну образовательную область «познание», но и область «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Согласно принципу интеграции образовательных областей, мною процесс работы организован так, что идет одновременное решение всех задач и других образовательных областей (социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд, здоровье и другие)
Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы( внимание. память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, предметной.
· «Мелкая моторика как одна из сторон двигательной сферы, она непосредственно связана с овладением предметными действиями развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка» (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев.)
Реализация образовательных областей при организации развития мелкой моторики рук.
1. Познавательное развитие: сенсорика, развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, конструирование.
2. Художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация, игра на музыкальных инструментах.
3. Речевое развитие: овладение средствами общения, чтение художественной литературы.
4. Социально-коммуникативное развитие: самообслуживание, труд, поручения, сюжетно-ролевые и дидактические игры.
5. Физическое развитие: массаж, пальчиковая гимнастика, бережное отношение к своему здоровью, гигиена.
· Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка является живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости»
· Главное назначение игр: развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено.
· Игры являются очень важной частью в процессе формирования навыков мелкой моторики. Очень важно подобрать правильный игровой материал. Который бы увлек детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть. В своей группе я не стремлюсь покупать большое количество развивающих игр, многое пытаюсь сделать своими руками. Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей помощью их родителей. Это особенно привлекает детей и они с удовольствием играют в них. Достоинство этих игр ещё и в том, что они не требуют какого-то специального материала. Они просты в изготовлении.
Пробочный тренажер.
Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения интереса использую разные пробочные тренажеры. Эта игра развивает не только моторику, но воображение, фантазию творческие способности ребенка.
«Игра полянка»
Дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цвета, ориентируются на плоскости. Для изготовления взята плотная ткань, цветы изготовлены из цветной ткани, прикрепляются на пуговицы.
«Пирамидка».
Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать всё: пуговицы, бусы, рожки, макароны, сушки- отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.