Рабочая образовательная программа первая младшая группа (2-3 года) на 2018-2019 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 пгт Максатиха

Рабочая образовательная программа
первая младшая группа (2-3 года)
на 2018-2019 учебный год

Составитель: Смородова. Е.А.
воспитатель высшей категории
Иванова Н.А. воспитатель

пгт Максатиха
2018 г.

№п/п содержание
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка рабочей образовательной
программы в первой младшей группе
1.1 Введение
1.2 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
1.3 Принципы и подходы к реализации программы
1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста.
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
основной образовательной программы дошкольного образования
2.1. Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС дошкольного образования
2.2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

II Содержательный раздел
3. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
5.1 Физкультурно-оздоровительная работа в группе
5.2. Региональный компонент
6. Способы и направления поддержки детской инициативы
7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III Организационный раздел
8. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
9. Режим дня
10. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
11. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
IV Краткая презентация программы
12. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа
14. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка рабочей образовательной программы в первой младшей группе МБДОУ Детский сад №3

1.1. Введение

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «Из детства в отрочество» (направление «Мир раннего детства»).
Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель и задачи деятельности первой младшей по реализации рабочей образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой комплексной программы «Из детства в отрочество» (направление «Мир раннего детства»), приоритетного направления — физического развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педа¬гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Программа направлена на достижение следующих целей:

• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
• способствовать своевременному и полноценному пси¬хическому развитию каждого ребенка;
• обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Программа направлена на решение следующих задач:

 Обеспечивать охрану здоровья.
 Способствовать физическому развитию.
 Способствовать физиологическому развитию.
 Способствовать становлению деятельности.
 Способствовать составлению сознания.
 Закладывать основы личности.
 Создавать атмосферу эмоционального комфорта
 Создавать условия для творческого самовыражения.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Тверского края.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Из детства в отрочество» (направление «Мир раннего детства»):
Программа является современной интегративной про¬граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа¬ния образования.
Принципы:
1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
2. принципы научной обоснованности и практи¬ческой применимости, основывается на базовых положени¬ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. решение по¬ставленные цели и задачи на разумном минимально необ¬ходимом и достаточном материале, не допуская перегру¬женности детей;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
5. принципа интеграции образователь¬ных областей в соответствии с возрастными возможностя¬ми и особенностями детей, а также спецификой образовательных облас¬тей;
6. принцип комплексно-тематического построения образо¬вательного процесса. Данный под¬ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни¬ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет¬ского сообщества.

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста:
«Думаю, действуя»: 2-3 года
Ключ возраста. До 5 лет все психические процессы- внимание, память, мышление- носят непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает только то, что «само запоминается». Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми методических приемов.
Эмоции. Ребенок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать их, «немедленно прекратить их». В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.
Для поддержания ровного положительного фона важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.
Восприятие. Для детей третьего года жизни не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач:
— восприятие ориентировано на смысловые признаки предметов;
— предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины). Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений, слух и речедвигательные системы — при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Постепенно увеличиваются острота зрения и различение цветов.
Внимание. Устойчивость внимания зависит от интереса объекта. Малыши могут сосредоточиться до 20-25 мин. Переключить на другой предмет можно только при условии многократных повторений. Объем внимания очень невелик (всего один- единственный объект)
Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети запомнить не могут. И в тоже время прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали и наблюдали.
Речь. Между 2-3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т.е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас должен за год значительно возрасти. В 2 года- 270 слов, то в 3 года-более 1000 слов.
Мышление. Носит наглядно- действенный характер. Ведущий тип игры- предметно-манипулятивный.
Деятельность. Целеполагание. Важнейшим психическим новообразованием является становление целеполагания. Способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать в своих мыслях в течение всего времени, не обходимого для ее достижения. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда не зависимо от их качества.
Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности . Третий год жизни лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.
В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы заместители. Подражает действиям взрослого. Любят повторения.
Сознание. Сознание только начинает формироваться. Содержание сознания заполняется в результате сенсорного опыта ребенка. Становление тесно связано с развитием его речи. При этом воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему.
Личность. Отношение к взрослому. Взрослый необходим ребенку как источник помощи и защиты. Обучение ребенка происходит на основе подражания симпатичному взрослому. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Они борются за независимость и уважение к себе и все же они нуждаются в направлении и поддержке взрослого.
Личность. Отношение к сверстникам. Сверстник не представляет особого интереса и рассматривается часто, как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Зато наблюдают с интересом друг за другом, подражают сверстнику.

2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

2.1. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
2.2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения раннего возраста:
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечён в действия с игрушками другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
• Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им
в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им
• Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры
и искусства
Вариативная часть:
Цель:
Формирование базовых национальных ценностей как показатель духовно-нравственного развития детей, приобщение их к здоровому образу жизни.
Задачи:
• Воспитание любви к России, к своему народу, малой Родине;
• Понимание важности семейных ценностей – уважение к родителям, забота о старших и младших;
• Воспитание уважения к труду, целеустремлённости, настойчивости;
• Воспитание толерантности, уважения к людям других национальностей;
• Содействие детям и родителям в социальной адаптации в современных условиях;
• Формирование потребности в здоровом образе жизни;
• Вовлечение детей в систему коллективных творческих дел.

Принципы организации деятельности по реализации цели и задач:
• Принцип социально-средового многообразия содержания патриотического воспитания;
• Принцип обеспечения межпоколенной преемственности;
• Принцип интегративности, определяющий комплексное взаимодействие «детского» и «взрослого» творчества;
• Гуманитарный принцип, отражающий мир человека, его связи и отношения с внешним миром.

Целевые ориентиры реализации вариативной части программы:
Младший возраст:
• Проявление активного участия в совместных действиях;
• Узнавание предметов быта своего края, предметы живой и неживой природы родного края;
• Стремление к соблюдению норм и правил поведения в семье, с другими взрослыми и детьми;
• Проявление интереса к социально-значимым событиям;
• Стремление к активному взаимодействию в играх, физических упражнениях;
• Демонстрирование практических навыков общения, взаимодействия в творческих занятиях.

II.Содержательный раздел

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Мир раннего детства» (направление «Мир раннего детства») под редакцией Т.Н. Дороновой.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке — государственном языке России.

Содержание программы «Из детства в отрочество» (направление «Мир раннего детства») охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области:

3. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Автор
составитель Наименование издания Издательство Год издания
Н.Н.Авдеева
О.Л.Князева
Р.Б.Стеркина Безопасность Санкт-Петербург
«Детство-Пресс» 2009
Т.Н.Доронова
О.А.Карабанова
Е.В.Соловьева Развитие игровой деятельности М. «Просвещение» 2011
Т.Н.Доронова Играют взрослые и дети М.
«Линка-Пресс» 2006
Якобсон А.А. Моральное воспитание в детском саду. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003
Т.Н. Доронова
С.Г. Доронов Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трёх лет ООО «Детям ХХI века»
2006
И.С. Авдеева
М.Г. Борисенко
Н.А. Лукина «Помоги мне сделать самому»
СПб. «Паритет» 2005
М.Г Борисенко
Н.А. Лукина
«Я, семья, мои друзья» СПб «Паритет» 2004

Познавательное развитие предполагает:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
• о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»

Автор
составитель Наименование издания Издательство Год издания
Т.Н. Доронова
С.Г. Доронов Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трёх лет М: Детям ХХIвека 2006

Т.Н. Доронова
Л.Н. Галигузова
Т. И. Гризик Мир раннего детства от 2 до 3 лет Москва 2005

Е.В. Соловьёва Познавательно развитие детей: математические представления М.: Просвещение 2015
Г.Н. Ермолаева
Е.М. Марченко
С.Л. Савкова Первые шаги в мир М.: ТЦ «Сфера» 2013

Д.Н. Колдина Игровые занятия с детьми 2-3 лет М.: ТЦ «Сфера» 2012

Е.Е. Хомякова Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста СПб.: «Детство – пресс» 2013

М.Ф. Литвинова «Играют непоседы» М.: ТЦ «Сфера» 2012

Речевое развитие включает
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

Автор
составитель Наименование издания Издательство Год издания
Т.Н. Доронова
Л.Н. Галигузова
Т.И. Гризик
Мир раннего детства Москва 2005
Т.Н. Доронова
С.Г. Доронов Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трёх лет М .: Детям ХХI века 2006
В.В. Гербова Развитие речи в детском саду М. Мозаика — Синтез 2010
В.В. Гербова Хрестоматия «Книга для чтения в детском саду и дома» 2-4 года М. Просвещение 2010
В.В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе
М. Мозаика — Синтез 2010
Гербова В.В. Учусь говорить. Пособие для детей младшего дошкольного возраста М. Просвещение 2002
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей первой группе детского сада Москва-Синтез 2007

Художественно-эстетическое развитие предполагает
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Автор
составитель Наименование издания Издательство Год
издания
Т.Н. Доронова
Л.Н. Галигузова
Т.И. Гризик «Мир раннего детства» Москва 2005
Т.Н. Доронова
С.Г. Доронов Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трёх лет ООО «Детям ХХI века» 2006
Т.Н. Доронова Художественное творчество детей М. Просвещение 2015
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации М. Просвещение 2007
Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно – наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста М. Просвещение 1999
Доронова Т., Доронов Е.. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей М. Просвещение 1997
И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в д/саду
ранний возраст г.Москва
«Карапуз-Дидактика» 2007

Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей СПб 2001
Э.П.Костина. «Камертон» Линка-Пресс 2008
Т.Э. Тютюнникова Элементарное музицирование Москва 2005
В.А. Петрова Малыш М.: Центр «Гармония» 1998

Физическое развитие включает
• приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
• способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»

Автор Название Издательство год изд.
Н.В.Полтавцева
Н.А.Гордова Физическая культура в дошкольном детстве М. «Просвещение» 2008
М.Ф. Литвинова Играют непоседы М. Творческий центр «Сфера» 2012
Е.А. Тимофеева
Е.А. Сагайдачная
Н.Л. Кондратьева Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации М. «Воспитание дошкольника» 2008
М.А.Рунова Движение день за днем М:. ООО «Линка-пресс» 2007

5. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Формы работы по образовательным областям

направления развития и образования детей (далее — образовательные области): Формы работы
Младший дошкольный возраст
Физическое развитие • Игровая беседа с элементами движений
• Игра
• Утренняя гимнастика

• Упражнения

Социально-коммуникативное • Игровое упражнение
• Индивидуальная игра
• Совместная с воспитателем игра
• Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
• Игра
• Чтение
• Беседа
• Наблюдение
• Рассматривание
• Педагогическая ситуация
• Праздник
• Экскурсия
• Ситуация морального выбора
• Поручение
Речевое развитие

• Рассматривание
• Игровая ситуация
• Дидактическая игра
• Ситуация общения.
• Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
• Интегративная деятельность
• Хороводная игра с пением
• Игра-драматизация
• Чтение
• Обсуждение
• Рассказ
• Игра
Познавательное развитие • Рассматривание
• Наблюдение
• Игра-экспериментирование.
• Исследовательская деятельность
• Конструирование
• Развивающая игра
• Экскурсия
• Ситуативный разговор
• Рассказ
• Интегративная деятельность
• Беседа
• Проблемная ситуация
Художественное –эстетическое
развитие • Рассматривание эстетически
привлекательных предметов
• Игра
• Организация выставок
• Изготовление украшений
• Слушание соответствующей возрасту народной, классической,
детской музыки
• Экспериментирование со звуками
• Музыкально-дидактическая игра
• Разучивание музыкальных игр и танцев
• Совместное пение

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка)

Ранний возраст
( 2-3 года)
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Возраст детей Регламентируемая деятельность (ООД) Нерегламентированная деятельность, час
совместная деятельность самостоятельная деятельность
2-3 г 2 по 10мин 7-7,5 3-4

Формы организации организованной образовательной деятельности:
— для детей с 1 года до 3 лет – подгрупповая;

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно — эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет организованная образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность организованной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).

5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
5.1. Система физкультурно-оздоровительной работы

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
• принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
• принцип научности — подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
• принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных
задач в системе всего учебно — воспитательного процесса и всех видов
деятельности
• принцип результативности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
• принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
• организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
• обеспечение благоприятного течения адаптации
• выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
• систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
• составление планов оздоровления
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
• коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
• проведение обследований по скрининг — программе и выявление патологий
• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
• предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
• противорецидивное лечение хронических заболеваний
• дегельминтизация
• оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Система оздоровительной работы
№ п\п Мероприятия
Группы Периодичность Ответственные
1. Обеспечение здорового ритма жизни
— щадящий режим / в адаптационный период/
— гибкий режим дня
— определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
— организация благоприятного микроклимата 1 младшая группа

Ежедневно в адаптационный
период
ежедневно ежедневно Воспитатели,
Ст. медсестра

2. Двигательная активность Ежедневно Воспитатели

2.1. Утренняя гимнастика Ежедневно Воспитатели

2.2. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию
— в группе

2 р. в неделю Воспитатели
2.3. Спортивные упражнения (санки, велосипеды и др.)
2 р. в неделю Воспитатели
2.4. Физкультурные праздники (зимой, летом)
«День здоровья»

1 р. в год
Воспитатели,
муз. рук.
3. Лечебно – профилактические мероприятия

3.1. Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия) В неблагоприятный период (осень, весна) медсестра
3.2. Фитонезидотерапия (лук, чеснок) В неблагопр. период (эпидемии гриппа, инфекции в группе) Воспитатели,
медсестра
4. Закаливание
4.1. Контрастные воздушные ванны После дневного сна Воспитатели
4.2. Ходьба босиком Лето Воспитатели
4.3. Облегчённая одежда детей В течение дня Воспитатели,
мл. воспитатели
4.4. Мытьё рук, лица Несколько раз в день Воспитатели

Модель двигательного режима
Младшая группа
Подвижные игры во время приёма детей Ежедневно
3-5 мин.
Утренняя гимнастика Ежедневно
3-5 мин.
Физкультминутки 2-3 мин.
Музыкально – ритмические движения. ООД по музыкальному развитию
6-8 мин.
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию
2 раза в неделю 10-15 мин.
Подвижные игры:
— сюжетные;
— бессюжетные;
— игры-забавы;
— соревнования;
— эстафеты;
— аттракционы. Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.
Оздоровительные мероприятия:
— гимнастика пробуждения
— дыхательная гимнастика Ежедневно 5 мин.
Физические упражнения и игровые задания:
— артикуляционная гимнастика;
— пальчиковая гимнастика;
— зрительная гимнастика. Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.
Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 10-15 мин.
Спортивный праздник 2 раза в год по 10-15 мин.
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.
Проводится под руководством воспитателя.

Модель закаливания детей дошкольного возраста
фактор мероприятия место в режиме дня периодичность дозировка 2-3 года
вода полоскание рта после каждого приема пищи ежедневно
3 раза в день 50-70 мл воды
t воды +20 —
обливание ног после дневной прогулки июнь-август
ежедневно нач.t воды +18+20
20-30 сек. —
умывание после каждого приема пищи, после проулки ежедневно t воды +28+20 +
облегченная одежда в течении
дня ежедневно,
в течение года — +
воздух одежда по сезону на прогулках ежедневно,
в течение года — +
прогулка на свежем воздухе после занятий, после сна ежедневно,
в течение года от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодных условий +
утренняя гимнастика
на воздухе — июнь-август 3-5 мин. +
физкультурные занятия на воздухе — в течение года 10- мин., +
воздушные ванны после сна ежедневно,
в течение года 5-10 мин +
выполнение режима проветривания помещения по графику ежедневно,
в течение года 6 раз в день +
дневной сон с открытой фрамугой — в теплый период t возд.+15+16 +
бодрящая гимнастика после сна ежедневно,
в течение года 3-5 мин. +
дыхательная гимнастика во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна ежедневно,
в течение года 3-5 упражнений
дозированные солнечные ванны на прогулке июнь-август
с учетом погодных условий с 9.00 до 10.00 ч. по графику до 25 мин. до 30 мин. +
босохождение в обычных условиях в течение дня ежедневно,
в течение года 3-5 мин +
пальчиковая гимнастика перед завтраком ежедневно 5 мин +
рецепторы контрастное босохождение (песок-трава) на прогулке июнь-август
с учетом погодных условий от 10 до 15мин +
самомассаж после сна в течение года 2 раза в неделю +
массаж стоп перед сном в течение года 1 раз в неделю —

5.2. Региональный компонент

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
• Системность и непрерывность.
• Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
• Принцип регионализации (учет специфики региона)
Образовательная область задачи

социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Тверского края, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие Приобщать детей к истории Тверского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Тверского края
художественно-эстетическое
развитие Приобщать детей раннего возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Тверского края.

физическое развитие Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Тверского края.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

6. Способы направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Психолого-педагогические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
— с семьями воспитанников;
— с будущими родителями.

Задачи:
1) формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

Реальное участие родителей
в жизни ДОУ Формы участия Периодичность
сотрудничества
В проведении мониторинговых исследований -Анкетирование
— Социологический опрос
-интервьюирование
— «Родительская почта» 3-4 раза в год
По мере необходимости
1 раз в квартал
В создании условий
— Участие в субботниках по благоустройству территории;
-помощь в создании предметно-развивающей среды;
-оказание помощи в ремонтных работах; 2 раза в год

Постоянно

ежегодно
В управлении ДОУ — участие в работе попечительского совета, родительского комитета, Совета ДОУ; педагогических советах. По плану
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»;
-памятки;
-создание странички на сайте ДОУ;
-консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
— распространение опыта семейного воспитания;
-родительские собрания;
— выпуск газеты для родителей 1 раз в квартал

Обновление постоянно

1 раз в месяц
По годовому плану

1 раз в квартал
1 раз в квартал
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений
с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

-Дни открытых дверей.
— Дни здоровья.
— Недели творчества
— Совместные праздники, развлечения.
-Встречи с интересными людьми
— «Навстречу друг другу» — семейные гостиные
— Клубы по интересам для родителей;
— Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
— Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности
2 раза в год
1 раз в квартал
2 раза в год
По плану
По плану
1 раз в квартал

Постоянно по годовому плану
2-3 раза в год

III. Организационный раздел

8. Материально-техническое обеспечение программы:
• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствие правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

приложение
9. Режим дня
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

Режим дня 1 младшей группы:

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ТЕПЛЫЙ
ПЕРИОД
1 МЛАДШАЯ ГРУППА
(С 2 – 3 Л) 1 МЛАДШАЯ ГРУППА
(С 2 – 3 Л)
Приём, осмотр детей, индивидуальная работа 7.00 – 8.30 7.00 – 8.40
Утренняя разминка 8.30 – 8.35 8.40 – 8.45
Подготовка к завтраку, завтрак 8.35 – 9.00 8.45 – 9.00
Самостоятельная деятельность 8.45 – 9.20 9.00 – 9.20
Организованная образовательная/
игровая деятельность (по подгруппам) 9.20 – 9.45 9.20 – 9.40
Второй завтрак 9.45 – 9.55 9.40 – 9.50
Игровая деятельность 9.55 – 10.15
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 10.15 – 11.40 9.50 – 11.25
Подготовка к обеду, обед 11.40 – 12.10 11.25 – 12.00
Дневной сон 12.10 – 15.10 12.00 – 15.10
Подъём, бодрящая гимнастика, закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры 15.10 – 15.20 15.10 – 15.20
Организованная образовательная/
игровая деятельность (по подгруппам) 15.20 – 15.40
Самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы, игры 15.40 – 16.00 15.20 – 16.00
Подготовка к ужину, ужин 16.00 – 16.40 16.00 – 16.30
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 16.40 – 19.00 16.30 – 19.00

Реализация организованной образовательной деятельности
Холодный период года Тёплый период года
Понедельник

Музыкальное
Познавательно-речевое (2 пол. дня) Музыкальное
Вторник
Рисование
Физкультурное (2 пол.дня) Физкультурное
Среда
Познавательно-речевое (сенсорика)
Конструирование – аппликация (чередуются, 2 пол. дня) Физкультурное
Четверг
Музыкальное
Литература (2 пол.дня) Музыкальное
Пятница
Лепка
Физкультура (2 пол.дня) Физкультурное

Модель организации воспитательно — образовательного процесса на день

Воспитательно-образовательный процесс условно подраз¬делен на:
• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа¬ции различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной обра¬зовательной программы дошкольного образования.

Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ
Совместная деятельность
взрослого и детей Самостоятельная деятельность
детей Взаимодействие
с семьями
 Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
 Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
 Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
 Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
 Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.
 Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
 Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
 Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской Диагностирование
Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.
Совместное творчество детей и взрослых.

Построение образовательного процесса основывается на адек¬ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля¬ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо¬бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно:
— игровые,
— сюжетные,
— интегрированные формы образовательной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Одной из форм организованной образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как — занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте

ранний возраст

Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня
Социально – коммуникативное
развитие  Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
 Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы
 Формирование навыков культуры еды
 Этика быта, трудовые поручения
 Формирование навыков культуры общения
 Театрализованные игры
 Сюжетно-ролевые игры  Индивидуальная работа
 Эстетика быта
 Трудовые поручения
 Игры с ряжением
 Работа в книжном уголке
 Общение младших и старших детей
 Сюжетно – ролевые игры
Познавательное
развитие  Игры-занятия
 Дидактические игры
 Наблюдения
 Беседы
 Экскурсии по участку
 Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.  Игры
 Досуги
 Индивидуальная работа
Речевое развитие  Игры- занятия
 Чтение
 Дидактические игры
 Беседы
 Ситуации общения  Игры
 Чтение
 Беседы
 Инсценирование
Художественно-эстетическое развитие  НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
 Эстетика быта
 Экскурсии в природу (на участке)  Музыкально-художественные досуги
 Индивидуальная работа
Физическое развитие  Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
 Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
 Гигиенические процедуры (обширное умывание)
 Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
 Физкультминутки на занятиях
 НОД по физкультуре
 Прогулка в двигательной активности  Гимнастика после сна
 Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
 Физкультурные досуги, игры и развлечения
 Самостоятельная двигательная деятельность
 Ритмическая гимнастика
 Хореография
 Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

10. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной посёлок, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Данное календарно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

11.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 1 младшей группы
Элементы предметно-пространственной среды Минимальный уровень Базовый уровень Расширенный уровень
Оборудование для физического развития. Индивидуальные предметы для развития движений. Физкультурное оборудование для групповых занятий. Наличие кварцевой лампы.
Наличие обогревателей и увлажнителей воздуха. Тренажеры.
Оборудование для спортивных игр и занятий спортом.
Оборудование для познавательного развития. Предметы ближайшего окружения. Дидактические пособия. Познавательная литература. Строительные наборы. Конструкторы. Движущиеся игрушки. Игрушки для сенсорного развития. Заводные игрушки, игрушки -забавы. Библиотека. Фонотека. Видеотека. Оборудование для экспериментирования.
Исследования. Наглядные и демонстрационные пособия. Тетради с заданиями для детей.
Расширенный набор для детского конструирования. Информационное пространство: радио, телевизор, компьютер, интерактивная доска. Планшетный компьютер.
Индивидуальные электронные образовательные ресурсы. Обучающие компьютерные программы. Интерактивные средства обучения. Детская лаборатория. Столы для игр с песком и водой. Дистанционно управляемые и программированные игрушки.
Оборудование для художественно — эстетического развития Полочка красоты. Бросовый материал для творчества. Самодельные звучащие предметы.
Материалы для детского творчества в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, ручном труде. Альбомы и книги по искусству. Видеотека. Аудиотека. Изделия народных промыслов. Скульптура малых форм. Набор шумовых инструментов. Мини-музей, галерея, экспозиции. Компьютер, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы. Набор музыкальных инструментов. Синтезатор. Радиомикрофоны. Материалы для создания витража, мозаики, тиснения, гравюры, батика и т. п..
Компьютерные программы для развития творчества.
Оборудование для речевого развития Кукольные театры. Художественная литература. Наборы предметных и сюжетных картин. Логопедия. Пособия для подготовке к обучению грамоте. Иностранный язык, электронные образовательные ресурсы
Оборудование для социально-коммуникативного развития Предметы – заместители природного происхождения.
Игрушки сюжетные. Машины разного назначения. Самолеты, катера, лодки, корабли. Наборы игровой посуды. Наборы игровые с орудиями труда.
Игрушки мягкие. Настольные игры Настольные игры интеллектуальные. Игровая мебель по росту ребенка. Атрибуты к сюжетно ролевым играм. Настольные и дидактические игры. Театральные костюмы , маски.
В групповом помещении организованы центры для :
• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
• развития движений;
• сюжетных игр;
• игр со строительным материалом;
• игр с машинками;
• изобразительной деятельности;
• музыкальных занятий;
• чтения и рассматривания иллюстраций;
• игр с песком и водой;
• отдыха ( уголок уединения);

IV. Краткая презентация Рабочей Программы
Рабочая программа дошкольного образования первой младшей группы МБДОУ Детский сад №3 общеразвивающего вида разработана в соответствии с:
— с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377),
-«Законом об образовании РФ»;
-«СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)(Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013- № 26;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей раннего возраста от 2 года до 3 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в пункте
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена на:

• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества, с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа разрабатывается и утверждается МБДОУ Детский сад №3 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Из детства в отрочество» (направление «Мир раннего детства») Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. са¬да . Авторский коллектив: Т. Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Л.Н. Галигузова, Т.И. Гризик, Т. И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, Е.Г. Хайлова. Под редакцией Т.Н. Дороновой Москва, 2005 год.

Режим работы первой младшей группы определяется Положением о дошкольных группах МБДОУ Детский сад №3 общеразвивающего вида:
— пятидневная рабочая неделя;
— длительность работы групп 12 часов;
— ежедневный график работы групп с 7.00 до 19.00 часов;
— выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни.
Режим работы изменяется на летний оздоровительный период.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
Рабочая программа первой младшей группы реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется при непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Объем обязательной части Программы составляет не менее 90% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 10%.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

12.Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Рабочая Программа;
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в первой младшей группе МБДОУ Детский сад №3 на 01.10.2018г.

№ Ф.И.Р. Дата рождения Группа
здоровья возраст Статус семьи Ребенок в семье

1 Ботов Михаил Вячеславович
10.03.2016 2.7 полная 2

2 Ковальчук Михаил Максимович
21.04.2016 2.6 полная 2

3 Павлов Иван Павлович
24.04 2016 2.6 полная 3

4 Чижиков Степан Сергеевич
13.07.2016 2.3 полная 1

5 Волкова Василиса Михайловна
14.11.2016 1.10 полная 2

6 Виноградова Мирослава Александровна
02.02.2017 1.7 полная 1

7 Смородова Варвара Алексеевна
27.11.2016 1.10 полная 1

8 Гаврилов Андрей Михайлович
23.10.2016 1.11 полная 2

9 Цыбин Захар Васильевич
23.07.2016 2.3 полная 1

10 Скороходов Иван Романович
07.03.2016 2.7 полная 2

11 Платонов Глеб Артурович
05.04.2016 2.6 полная 1

12 Скупов Тимофей Михайлович
19.12.2016 1.9 полная 1

13 Чиркина Василиса Александровна
27.01.2016 2.8 Не полная 2

14 Провороцкий Степан Русланович
03.11.2016 1.11 полная 3

15 Егоров Степан Александрович
03.01.2017 1.8 полная 2

16 Попова Анна Вячеславовна
10.06.2016 2.3 полная 2

17 Завьялов Ярослав Сергеевич
17.07.2016 2.2 полная 2

18 Иванова Виктория Олеговна 15.09. 2016 2 полная 1

19 Гирак Илья Васильевич 25.08.2016 2.1 полная 2

20 Лашков Максим Александрович 05.09.2016 2 полная 2
21
Кольцова Ярослава Денисовна 18.05.2016 2.5 полная 1

Итого: 7-девочек
14-мальчиков

Возрастные особенности детей подробно сформулированы в комплексной программе «Радуга»
Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. са¬да / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Про¬свещение, 2010.

Возрастные особенности детей в первой младшей группе (2-3года):
• Главной фигурой в развитии ребёнка является взрослый;
• Ребёнок нуждается в продолжительном контакте с любящими взрослыми;
• Становление речи формируется в постоянном общении со взрослым;
• Накопление опыта ребёнка происходит через мир культуры: чтение, рассматривание картин, пение песенок, разучивание потешек и т. д.;
• Мышление носит наглядно-действенный характер;
• Непроизвольное проявление эмоций, требующее внимания взрослых.
• Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок. Поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Развитие и обучение.
• Активная роль в развитии ребенка принадлежит ему самому. Поэтому необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств. Знакомясь с миром, он должен видеть. Слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах.
• Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому, и правильному и неправильному.
Особенности развития психических процессов.
• В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия (наряду с развитием мышления, внимание, памяти; восприятие является доминирующим).
Непроизвольный характер развития психических процессов.
• Психические процессы носят непроизвольный характер. Дети не могут сразу прекратить что – либо делать, не могут сесть и запомнить. Узнать или запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе. Увлекательной деятельностью ребенок может заниматься максимум в течение 10 минут.
Развитие речи.
• Интенсивно развивается речь. Речь становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта.
Эмоционально – личностная сфера и поведение.
• Дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены эффекту эмоционального заражения. Ребенок 2—3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одно го эмоционального состояния на другое.
• Дети открыты, искренни. Они еще не умеют скрывать свою симпатию к кому – либо или к чему – либо.
• «Трудный возраст». Строптивость, упрямство, негативизм. Кризис трех лет. Развитие самосознания.

13. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Цель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственнымвзглядам в воспитании ребёнка.
Задачи работы с родителями выполняются при условии:
— целенаправленности;
— систематичности и плановости;
— доброжелательности и открытости;
— дифференцированного подхода к каждой семье.

Формы работы с родителями:
Информативные:
— индивидуальные беседы, консультации
— родительские собрания
— дни открытых дверей
— информационные стенды
— выставки детских работ
— экскурсии по детскому саду (для вновь поступающих детей и родителей);
Обучающие:
— семинары – практикумы
— тренинги
— конкурсы совместных рисунков, поделок
— совместные проекты
— совместные праздники, досуги
— консультации по вопросам адаптации ребёнка к детскому саду, развитие речи и речевой коммуникации по развитию у детей любознательности, воображения и др.
Исследовательские:
— анкетирование
— тестирование
Методы изучения семьи:
— анкетирование родителей;
— беседы с родителями;
— беседы с детьми;
— наблюдение за ребёнком;
— посещение семьи ребёнка;
— проведение съёмок на фото и видео индивидуальной и групповой деятельности детей с дальнейшим показом и обсуждением с родителями.
— создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников, досугов, Дней здоровья.
— организация конкурсов и выставок детского творчества.

Взаимоотношения между детским садом и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, включающим в себя взаимные права, обязанности, ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в МБДОУ, а также размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольных группах.