Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании Заведующий МБДОУ Детский сад №3
Совета педагогов __________Иванова Е.Е.
Протокол № 1
от 30 августа 2021г. Приказ № 18-рд
от 30.08.2021 г.
с учётом мнения Совета родителей
МБДОУ Детский сад №3
Протокол № 1 от 30.08.2021г.
Рабочая программа воспитания
на 2021 – 2022 уч. год
(проект)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад №3
пгт Максатиха
2021г.
№
Содержание
Страница
I
Целевой раздел программы
Пояснительная записка
3
1.
Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса
4
2.
Цель и задачи воспитания
6
3.
Планируемые результаты
7
II
Содержательный раздел программы
1.
Виды, формы и содержание деятельности
11
1.1
Модуль «Непосредственно- образовательная деятельность»
11
1.2
Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание»
13
1.3
Модуль «Традиции детского сада»
14
1.4
Модуль «Музейная педагогика»
16
1.5
Модуль «Ранняя профориентация»
17
1.6
Модуль «Наш дом – природа»
19
1.7
Модуль «Жизнь прекрасна, когда безопасна»
21
1.8
Модуль «Организация РППС»
21
1.9
Модуль «Взаимодействие с родителями»
22
III
Организационный раздел программы
1.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
23
IV
Список используемых источников
24
Приложения
1.
Календарный план воспитательной работы
I Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №3 (далее – ДОУ).
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – РФ (ред. От 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 – 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642
6. Национальный проект «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №16)
7. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (СП 2.4.3648-20)
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания.
Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учётом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
1. Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса
В МБДОУ Детский сад № 3 образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы МБДОУ Детский сад № 3 является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в МБДОУ Детский сад № 3 организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Основными направлениями воспитательной работы в МБДОУ № 3 являются гражданско-патриотическое воспитание, ориентировка воспитанников на ценности здорового образа жизни, трудовое воспитание, привитие дошкольникам основ экологического воспитания. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 пгт Максатиха расположен в живописном месте, окружённый тремя реками. В непосредственной близости от МБДОУ находятся следующие социально-значимые структурные единицы:
Ø ДК;
Ø районная библиотека;
Ø МБОУ СОШ № 1;
Ø Храм «Всех Святых»;
Ø ДДЮ;
Ø Максатихинская ДШИ;
Ø Музей им. Смусенка
Ø Пожарная часть №39
Ø Полиция
Так же, с целью расширения кругозора воспитанников, их чувственного опыта, экологического и патриотического воспитания ДОУ включает в воспитательную среду и территорию парка.
Для МБДОУ Детский сад № 3 важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, акции, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др.
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБДОУ Детский сад № 3 – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
· развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
· формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
· развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
· организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
· воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
· объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
3. Планируемые результаты на основе целевых ориентиров ФГОС и содержания образовательных областей
На этапе окончания дошкольного детства ребенок:
любит свою семью, принимает ее ценности;
проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные символы;
осознает свои качества, индивидуальные особенности и возможности, способен к дифференцированной самооценке;
имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает чувством эмоционального благополучия и комфорта;
относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям;
деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность;
мотивирован к осуществлению познавательной и творческой деятельности, способен к самостоятельному поиску решений в новой для него ситуации;
принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению;
способен к разным формам общения со взрослым (деловому, познавательному, личностному);
отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками;
осознает и принимает элементарные общественные нормы и правила поведения;
стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни;
владеет устными средствами вербального и основами невербального общения, достаточными для эффективной коммуникации и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способен к регуляции своего поведения и своей деятельности на основе становления способности предвосхищать и прогнозировать чувства и эмоции – эстетические чувства (чувство прекрасного), моральные чувства (гордость, стыд, вина), интеллектуальные чувства (радость познания).
Планируемые результаты на основе личностных качеств ребенка (целевые ориентиры ФГОС) в интеграции информационного (знаниевого), побудительного (мотивационного) и деятельностного компонентов воспитания
Дети на этапе окончания дошкольного детства способны быть:
Любознательными: в детях развита и получает педагогическую поддержку любознательность, развиваются исследовательские навыки. Дети знают, как учиться самостоятельно и совместно с другими благодаря поддержке взрослых. Они готовы учиться с интересом и стремиться к приобретению знаний в учении на протяжении всей жизни.
Обучаемыми, стремящимися к познанию нового, инициативными и самостоятельными: Дети активно интересуются явлениями и объектами окружающей действительности. Они развивают свою природную любознательность и познавательную активность, приобретая жизненные, практические навыки, необходимые для проведения исследований и проявления самостоятельности в совместной деятельности со взрослыми и детьми. Они испытывают удовлетворение от получения новых знаний и умений и сохраняют стремление к познанию и получению новых впечатлений.
Эрудированными: дети обладают широким кругозором, имеют представление о социальном и природном окружении, обладают знаниями из различных областей и готовы к пополнению этих знаний.
Думающими и анализирующими: дети учатся проявлять инициативу в применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество, способны решать сложные проблемы адекватно возрасту. Они способны внимательно обдумывать свой опыт познания, оценить свои сильные и слабые стороны (с помощью взрослых, которые поддерживают их успешность в определенных видах деятельности). Стремятся содействовать своему образованию и личностному развитию.
Физически активными и развитыми, стремящимися сохранить и укрепить свое здоровье: дети физически развиты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, физически активны, стремятся удовлетворить и развивать свои потребности в двигательной активности. Они имеют представление о функционировании своего организма и условиях, необходимых для сохранения и укрепления своего здоровья. Они овладевают навыками безопасного поведения в быту, в природе и социуме.
Эффективно общающимися: дети обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками, уверенно излагают информацию, выражают свои мысли и чувства на родном и государственном языке, используя разнообразные средства общения. Они эффективно работают в команде и с готовностью сотрудничают и взаимодействуют с другими.
Принципиальными: дети стремятся действовать честно, проявляя развитое чувство справедливости и уважения к достоинству личности, группы людей и общества.
Объективными и непредвзятыми: дети понимают и ценят национальную культуру и гордятся традициями своей семьи и своего народа, открыты для взаимодействия с другими людьми (из других социальных групп, национальных сообществ). Способны к поиску разнообразных точек зрения.
Любящими свою семью, имеющими представление о малой и большой Родине: дети любят свою семью, принимают ее ценности; проявляют интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагируют на государственные символы.
Доброжелательными и заботливыми: детям свойственно сопереживание, эмоциональная рефлексия и уважение к чувствам и нуждам других людей. Они проявляют желание помочь другим людям, быть им полезными, стремятся привносить положительные изменения в жизнь других и заботиться об окружающих людях (прежде всего о близких и родных), о питомцах, о природе.
Социально адаптированными: дети соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Неравнодушными: дети проявляют сочувствие и уважение к другим людям.
Гармонично развивающимися: дети понимают важность интеллектуальной, физической и эмоциональной гармонии для достижения благополучия как для себя, так и для других. Они осознают взаимную зависимость с другими людьми и окружающим миром.
Решительными: дети стремятся действовать самостоятельно, проявляют независимость, стремятся осваивать в процессе игровой и иной детской деятельности новые роли, идеи и способы деятельности.
Модель выпускника старшего дошкольного возраста.
(в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО)
Целевые ориентиры программы воспитания
Портрет выпускника
Предпосылки учебной деятельности
Приобретенный опыт
Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
Думающий, анализирующий. Ребенок учится проявлять инициативу в применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество и критическое мышление. Способен решать сложные проблемы адекватно возрасту и принимать обдуманные решения. Ребенок способен внимательно свой опыт познания, оценить свои сильные и слабые стороны с помощью взрослых, которые поддерживают его успешность в определенных видах деятельности.
Ребенок стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни. У ребенка сформированы основы саморегуляции (основы регулятивных УУД): — способность и стремление к принятию общих целей и условий жизнедеятельности; — стремление действовать согласованно, проявление живого интереса к процессу деятельности и ее результату; — появление терпения, настойчивости при достижении целей; — способность планировать свою деятельность в сотрудничестве со взрослым в форме сорегуляции и распределять обязанности в коллективной деятельности; — способность оценить результат собственной деятельности и готовность корректировать свою деятельность; — способность к планированию и самоконтролю в совместной игровой деятельности.
Ребенок стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства
Объективный и непредвзятый Ребенок понимает и ценит национальную культуру и гордится традициями своей семьи и своего народа. Открыт для мнений, ценностей и традиций других людей (из других социальных групп, национальных сообществ) Привычен к поиску разнообразных точек зрения и с готовностью использует этот опыт для личного развития.
Ребенок: — любит свою семью, принимает ее ценности; — проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; — имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм; — относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям; — принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению. Ребенок способен к непредвзятости: -ценит собственную культуру и историю, также уважительно относится к ценностям и традициям других народов и культур.
II Содержательный раздел
1. Виды, формы и содержание деятельности
Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности.
В качестве адекватных форм работы с детьми в Программе используются:
· Ролевые игры;
· Игры народов разных национальностей
· Игровые ситуации
· Тренинги общения;
· Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
· Чтение и обсуждение литературных произведений
· Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
· Совместные развлечения и праздники
· Театрализованная деятельность
· Спортивные мероприятия
· Фольклорные мероприятия
· Беседы, викторины;
· Смотры-конкурсы, конкурсы, выставки;
· Проекты;
· Организация различных видов труда;
· Поручения;
· Трудовые, экологические и социальные акции;
· Встречи с интересными людьми;
· Экскурсии, виртуальные экскурсии.
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение 1), утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе следующих модулей:
1.1 Модуль «Непосредственно — образовательная деятельность»
В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.
Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая непосредственно образовательной деятельности (НОД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.
В содержание НОД включается материал, который отражает духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей:
Образовательная область
Основные задачи воспитания
Социально-коммуникативное развитие
1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу.
3. Развивать коммуникативные качества: способность устанавливать и поддерживать межличностные контакты.
4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
5. Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье.
6. Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость, справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность.
7. Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
8. Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям.
Познавательное развитие
1. Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного края.
2. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей.
3. Формировать положительное и бережное отношение к природе.
4. Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций.
5. Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества.
Речевое развитие
1. Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы.
2. Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения.
3. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность и корректность.
4. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений.
5. Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений.
Художественно-эстетическое
развитие
1. Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей.
2. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства.
3. Обращать внимание дошкольников на
красоту окружающих предметов и объектов природы.
4. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
5. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности.
6. Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений.
Физическое развитие
1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
2. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
3. Воспитывать культуру еды.
4. Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам.
5. Поощрять стремление детей участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
В процессе НОД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
1.2 Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание»
Понятие «гражданское воспитание» является новым направлением для дошкольников. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственной задачи, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос гордость за исторические свершения своего народа.
Цели и задачи:
— Расширять представления о своем родном крае, столице Родины, с российской символикой, формировать позицию гражданина России, воспитывать чувство патриотизма;
— Воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам.
— Воспитывать уважение и интерес к различным культурам.
— Воспитывать уважение к правам и достоинствам других людей, родителей, пожилых, инвалидов.
— Формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения.
— Знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда.
Формы работы с детьми: занятия, досуги, выставки, участие в конкурсах, экскурсии, проведение патриотических праздников.
Ожидаемые результаты:
Привязанность и проявление любви к своей семье, дому, родному городу, стране Бережное отношение к родной природе и всему живому. Повышенный интерес к русским традициям. Знание символики государства (герб, флаг, гимн) Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за свою страну. Уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России. Толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
1.3 Модуль «Традиции детского сада»
Традиции являются основной воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в ДОУ – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребёнок осознаёт важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
В ДОУ существует чёткая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
· формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми
· формировать умение каждого ребёнка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп
· способствовать освоению социальных ролей: мальчик – девочка; старший – младший; член коллектива; житель своего посёлка, гражданин своей страны
· приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий
· развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности
· воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Традиционным для ДОУ является проведение:
на уровне ДОУ:
ü общественных праздников («День Знаний», «День дошкольного работника», «День пожилого человека», «День Матери», «День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства», «День России», «День памяти Михаила Тверского»);
ü сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Праздник встречи весны», «Троица»);
ü тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»;
ü социальных и экологических акций («Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Стихи и песни Победы», «Помогите птицам», «Птичья столовая», «Посади дерево», «Посади цветок – сделай посёлок краше», «День доброты»);
на уровне группы:
ü «Утро радостных встреч»;
ü «Приходи сказка»
ü «Сладкий вечер»;
ü «День рождения»;
ü «Круг хороших воспоминаний»;
ü «Чистая пятница»;
ü «Встречи с интересными людьми»;
ü «Фестивали семейного творчества»;
ü «Наши соседи» (поход в гости с концертными или театральными номерами в соседнюю группу).
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий.
Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
3. Творческие мастерские. Ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают различные макеты, лэпбуки, экологические знаки и стенгазеты, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
4. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Мой любимый детский сад», «Защитники Отечества», «День Победы», фотовыставки «Наши папы удалые», «Люблю тебя, мой край родной».
5. Ярмарки достижений. На ярмарках представляются творческие работы детей. Активно привлекаются родители для участия в ярмарках семейного творчества по различным направлениям.
6. Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию.
7. Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников.
8. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
9. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
1.4 Модуль «Музейная педагогика»
Музейная педагогика является эффективным средством воспитания личности ребёнка. Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура, формируется бережное отношение к наследию народов России. Музейное дело раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально-значимых представлений об окружающем мире. Посредством создания различных музеев формируются конкретные знания детей о свойствах и отношениях предметов и объектов окружающего мира. Содержание модуля выстраивается с учётом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная цель – приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.
Задачи:
1. Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира.
2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России.
3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
В соответствии с целью и задачами, в ДОУ создан комплекс мини-музеев:
v В группе раннего возраста: «Мои игрушки – погремушки»
v Во 2 младшей группе: «Домашние животные»
v В средней группе: «Музей сказки»
v В старшей группе: «Русская изба»
К знаменательным датам и календарным праздникам создаются временные музейные экспозиции:
— «День Победы»
— «Человек и космос»
— «Военная техника»
— «Музей Деда Мороза» и др.
В мини-музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и быт:
— объекты растительного мира, реальные предметы быта, объёмные изображения (муляжи овощей и фруктов и др.);
— картины, предметные картинки, фотографии, модели;
— предметы декоративного искусства;
— детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная), произведения национальной культуры (народные песни, сказки и др.);
— игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные, игрушки-забавы).
1.5 Модуль «Ранняя профориентация»
(трудовое воспитание и ознакомление с профессиями взрослых)
Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на достижение формирования положительного отношения детей к труду. Актуальность ознакомления детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.
С помощью ранней профориентации у ребёнка начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии.
Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Формировать разнообразные представления детей о профессиях.
2. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций.
3. Развивать познавательный интерес к труду взрослых.
4. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его общественной значимости.
В рамках преемственности по профориентации дошкольное образование является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В дошкольном детстве дети впервые знакомятся с широким многообразием профессий.
На этапе завершения дошкольного детства часть целевых ориентиров определяет раннюю профориентацию дошкольников, профессиональная ориентация так же входит в компетенцию дошкольного уровня образования.
Профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы воспитания: словесный, наглядный, практический, игровой.
На практике все методы применяются в общении друг с другом, коллективно или группами.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:
Технология проектной деятельности позволяет усвоить материал через начальные знания, умения и совместный поиск решения проблем.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий: врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и других профессий.
Технология интегрированного воспитания. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада.
— мультимедийные презентации;
— виртуальные экскурсии;
— подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
— создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
— подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
— подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
— подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
— оформление фотоальбома о семейных профессиональных династиях воспитанников «Профессии наших родителей».
Важным фактором в ранней профориентации детей дошкольников является оснащение развивающей предметно-пространственной среды и организация игровых пространств:
— подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
— материалы для сюжетно-ролевых игр: «Школа» (учитель), «Кафе» (повар), «Супермаркет» (продавец, кассир), «Салон красоты» (парикмахер), «Ателье» (швея, модельер), «Правила дорожного движения» (сотрудник ГИБДД, постовой), «Уголок противопожарной безопасности» (пожарный).
Будущее дошкольников предугадать трудно – впереди школьные годы. Преемственность в образовании позволит возродить престиж профессий, подготовить резерв важных профессий в России.
1.6 Модуль «Наш дом — природа»
(воспитание основ экологической культуры)
Цель: Формировать у ребенка новое экологическое мышление, способствующее осознавать ребенком последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Воспитывать у ребенка основы экологической культуры и умение жить в относительной гармонии с природой. Формировать у детей навыки правильного и безопасного поведения для человека в мире природы.
Задачи:
— Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек – природа».
— Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы.
— Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
— Формирование правильного поведения ребенка в природе;
— Формирование навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы. (солнце, воздух и вода)
— Систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
Воспитание основ экологической культуры, экспериментирования и правильного безопасного поведения в природе, осуществляются через занятия, детско-родительские проекты, используя методические разработки педагогов на основе методической литературы, рекомендованной к использованию в дошкольных учреждениях.
Формы работы с детьми:
Наглядные методы:
— экскурсии, целевые прогулки;
— наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней показа сказок (педагогом, детьми);
— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
— проведение дидактических игр;
Словесные методы
: — чтение литературных произведений, загадывание загадок;
— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
— постановка и инсценировка сказок, отрывков литературных произведений. Игровые методы
: -проведение разнообразных игр (хороводных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций);
— проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, игровые занимательные формы
Практические методы:
— изучение растительного мира (посадка рассады для цветников)
— практические дела (подкормка птиц, ухаживание за домашними питомцами)
— продуктивная деятельность и проведение опытов;
— оформление макетов, наглядных пособий, гербариев растений и плодов; Ожидаемые результаты.
Результатами освоения экологического воспитания представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в данном направлении.
Дети 3-7 лет:
Имеют представления о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде и образе жизни.
Умеют уверенно отличать и называть характерные признаки времен года, объяснить причины смены времен года.
Усвоены знания о безопасном образе жизни, о необходимости быть здоровыми, сформированы поведенческие навыки здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе.
Проявляют экологическое сознание, экологически правильное поведение.
«Я» — часть окружающего мира, предназначение человека, как созидателя, а не разрушителя.
1.7 Модуль «Жизнь прекрасна, когда безопасна!»
(воспитание основ безопасности жизнедеятельности)
Цель: Воспитание направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе:
— формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным предметам для человека;
— формирование представлений об опасных ситуациях для человека и способах безопасного поведения в них;
— передачу знаний детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
— формирование правил поведения по противопожарной безопасности воспитанников, поведение при угрозе пожара, природных явлениях (гроза, наводнение, ураган)
— приобщение к правилам к правилам безопасного поведения человека в окружающем мире;
— предупреждение об опасности приема лекарственных препаратов, ядовитых растений;
— правила осторожного поведения в лесу, при встрече с дикими животными. Воспитание основ безопасности реализуется через парциальную программу «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста» авторы: Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.
1.8 Модуль «Организация РППС»
Важную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребёнка, способствуют его психологической безопасности. Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми.
Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.
Задачи:
1.Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям различными видами деятельности.
2. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.
3. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
4. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
1.9 Модуль «Взаимодействие с родителями»
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации ребенка. Очень важным представляется взаимодействие учреждения и семьи, которое является залогом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями. Сотрудничество – это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу учреждения. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, развития компетентности родителей (обеспечение единств подходов к воспитанию детей в учреждении и в семье), обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни дошкольного отделения. Создание условий для единого пространства для развития детей в семье и детском коллективе, для интеграции родителей в жизнь ребенка вне семьи, становления родителей полноценными участниками воспитательного процесса и полное удовлетворение интересов детей и родителей.
Задачи:
1.Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
2.Формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка, а у ребёнка – уважительного отношения к своим близким.
3.Повышение педагогической культуры родителей.
4. Вовлечения родителей в педагогический процесс воспитания, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
5.Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников, способствующая реализации её воспитательного потенциала.
Принципы:
1.Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
2.Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
3.Принцип сотрудничества – общение и совместная деятельность, которые осуществляются на основании социальных впечатлений и восприятий в области воспитании детей;
4.Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Конкретная форма проведения определяется календарным планом воспитательной работы.
III Организационный раздел программы
1. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ Детский сад № 3 воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ Детский сад № 3, являются:
· принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
· принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
· принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
· принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ Детский сад № 3 воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно с заместителем заведующего или старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ Детский сад № 3.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в МБДОУ Детский сад № 3 совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем заведующего и старшим воспитателем, воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ Детский сад № 3.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
· качеством проводимых общесадовских мероприятий;
· качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
· качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
· качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ Детский сад № 3 является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
IV Список используемых источников
Методическая обеспеченность, материально-технические условия отвечают требованиям современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Имеется всё необходимое для организации питания воспитанников, дневного отдыха, игровой деятельности, прогулок и ведения непрерывной образовательной деятельности. Состояние помещений соответствует гигиеническим требованиям СанПиН, нормам противопожарной и антитеррористической безопасности.
Программное учебно-методическое обеспечение
1. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования»: проект/ С.Г. Якобосон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, и др. науч. Рук. Е.В. Соловьёва – М.: Просвещение, 2014.
2. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова – М.: 2021.
3. «Наша родина – Россия»: Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
4. «Проект «Герои дней воинской славы»: А.И. Колобанова – Волгоград: Учитель, 2012.
5. «Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»: О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина – М.: Просвещение, 2004.
6. «Очень важный разговор»: Н.В. Дурова – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
7. «Страна добра: социализация детей 5-7 лет»: Е.О. Севостьянова – М.: Сфера, 2012.
8. «Уроки добра»: С.И. Семенака – М.: «Аркти», 2005.
9. «Развитие социальных навыков»: О.Р. Меремьянина – Волгоград «Учитель»,2012.
10. «Педагогическая сказка как средство поддержки социализации старших дошкольников»: В.И. Савченко – С-П.: Детство-Пресс, 2015.
11. «Родные сказки. Беседы с детьми о родной земле»: Е.И. Фёдорова – ООО «ТЦ Сфера», 2016.
12. «Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях»: Т.А. Шорыгина – ООО «ТЦ Сфера», 2004.
13. «Сказкотерапия в ДОУ и семье»: Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина – ООО «ТЦ Сфера», 2010.
14. «Безопасность»: О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина – М.: Просвещение. 2004.
15. «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников»: Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова – Волгоград издательство «Учитель», 2010
16. «Как обеспечить безопасность дошкольников»: К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская – М.: Просвещение, 1998
17. «Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы»: К.Ю. Белая – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
18. «Система методической работы в ДОУ»: Н.С. Голицына – М.: «Скрипторий», 2010.
19. «Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада»: Н.В. Микляева, Н.Ф. Лагутина – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
20. «Моральное воспитание в детском саду»: С.Г. Якобсон – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
21. «Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»: Л.Л. Мосалова – С-П.: Детство-Пресс, 2015.
22. «Методика экологического воспитания в детском саду»: С.Н. Николаева – М.: Просвещение, 2004.
23. «Игровые экологические занятия с детьми»: Л.П. Молдова – Минск «Асар», 1996.
24. «Приобщение к истокам русской народной культуры»: О.Л. Князева, М.Д. Маханёва – С-П.: «Детство-Пресс», 2000.
25. «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»: О.И. Давыдова, А.А. Майер — С-П «Детство-Пресс». 2013.
26. «Физическая культура в дошкольном детстве»: Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова – М.: Прсвещение. 2005
27. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Е.А. Байдина// Справочник старшего воспитателя – 2013 — №2, стр. 32-37.
28. «Музейная педагогика для дошкольников» Т. Чумалова // Дошкольное воспитание – 2007 — №10, стр. 44-50
Приложение
План воспитательной работы на 2021-2022 уч. год
Календарный план воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 3 составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогическими работниками в 2021-2022 учебном году. Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы в соответствии с рабочей Программой воспитания.
Направления воспитания (модули)
Мероприятия
сентябрь
Традиции д/с
«День Знаний»
Ранняя профориентация
«День дошкольного работника»
Гражданско-патриотическое воспитание
Международный день мира
«Жизнь прекрасна – когда безопасна»
«Неделя безопасности»
проекты
октябрь
Традиции д/с
«День пожилого человека»
«Наш дом – природа»
«День животных»
Музейная педагогика
РППС
«Животные и птицы родного края»
Гражданско-патриотическое воспитание
«День герба и флага Тверской области»
Ранняя профориентация
«День почты»
Традиции д/с
«Осенины»
Взаимодействие с родителями
Выставка совместного творчества «Осенний сундучок»
ноябрь
Гражданско-патриотическое воспитание
«День Народного единства»
Традиции д/с
(социальная акция)
«День доброты»
Акция «Подари частичку доброты»
Традиции д/с
«День Матери»
Взаимодействие с родителями
Фотовыставка «Моя мама лучше всех!»
декабрь
«Жизнь прекрасна – когда безопасна»
«День спасателя»
«Наш дом – природа»
«Птичья столовая»
Акция «Помоги птицам»
Традиции д/с
«День памяти Михаила Тверского»
Музейная педагогика
РППС
«Новогодние игрушки наших бабушек»
Взаимодействие с родителями
«Мастерская Деда Мороза»
Традиции д/с
«Новый год»
январь
Взаимодействие с родителями
«Свет Рождественской звезды»
Традиции д/с
«Рождество»
Традиции д/с
«День «спасибо»
Взаимодействие с родителями
РППС
Конкурс «Лучшие снежные постройки»
февраль
Гражданско-патриотическое воспитание
«День родного языка»
Традиции д/с
«День защитника Отечества»
Взаимодействие с родителями
Выставка «Папа может …»
Музейная педагогика
«Военная техника»
март
Традиции д/с
«Международный женский день»
Взаимодействие с родителями
Выставка «Моя мама — мастерица»
Традиции д/с
«Масленица»
Музейная педагогика
«Старинные предметы быта»
Традиции д/с
«Театральная неделя»
апрель
Традиции д/с
«День Смеха»
Ранняя профориентация
«День Космонавтики»
Музейная педагогика
«Космос»
Традиции д/с
«Праздник встречи весны»
Традиции д/с
«Неделя театра»
«Наш дом – природа»
«День защиты Земли»
«Наш дом – природа»
«День птиц»
«Жизнь прекрасна – когда безопасна»
«Неделя здоровья»
Традиции д/с
«Пасха»
Взаимодействие с родителями
Выставка «Пасхальный перезвон»
май
Ранняя профориентация
«День весны и труда»
Традиции д/с
«День Победы»
«Наш дом – природа»
Взаимодействие с родителями
Акция «Посади цветок – сделай посёлок краше»
«Наш дом – природа»
Взаимодействие с родителями
Акция «Посади дерево»
Гражданско-патриотическое воспитание
«День славянской письменности и культуры»
Ранняя профориентация
«День медицинской сестры»
Ранняя профориентация
«День пограничника»