Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 «Берёзка»
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____________________
От ____________________2020 год Утверждаю
Заведующий МБДОУ Детский сад № 3 «Берёзка»
____________________Е. Е. Белянцева
Приказ №_____________от_____2020 год
Рабочая программа
совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет
в средней группе
на 2019 – 2020у.г.
Составлена на основе основной общеобразовательной программы «Радуга»
под редакцией Т. Н. Доронова
Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Воспитатели:
Балбихина И. В.
Медведева Ю. А.
пгт. Максатиха
2019г.
Содержание:
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения РП.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.
3. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности ме-тодическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.2.Режим дня.
3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной сре-ды.
Приложения.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (научный руководитель Е.В.Соловьева) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
Цели и задачи Рабочей программы:
1 – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, фор-мировать у них привычку к здоровому образу жизни;
— Обеспечивать охрану здоровья
— Способствовать физическому развитию
— Способствовать физиологическому развитию
2 – содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
— Способствовать становлению деятельности
— Способствовать становлению сознания
— Закладывать основы личности
3 – обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
— Создавать атмосферу эмоционального комфорта
— Создавать условия для творческого самовыражения
Программные задачи по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Про¬свещение, 2014г.Стр. 56 – 60
Познавательное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Про¬свещение, 2014г.Стр. 76-77,82
Речевое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Про¬свещение, 2014г.Стр. 93 – 94
Художественно-эстетическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Про¬свещение, 2014г.Стр. 102 – 103
Физическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Про¬свещение, 2014г.Стр. 110
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников.
См. ОП «Радуга» — «Я сам!»– стр.29-33
Основные принципы.
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных осо-бенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»:
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Принципы:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
2. Принципы научной обоснованности и практической применимости, основы-вается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. Решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
5. Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возраст-ными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образова-тельных областей;
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
1.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы.
Планируемые результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения освоения РП.
Возрастной портрет ребенка к концу средней группы:
• имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным пока-зателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
• владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
• понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
• познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
• самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;
• заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, отклика-ется на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии про-изведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
• общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные сред-ства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью моно-логической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
•способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
• соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);
• имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, спосо-бен решать интеллектуальные задачи;
• инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
• имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, об-ществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принад-лежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;
• обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразитель-ными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
• доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым суще-ствам;
• осознаёт себя гражданином России;
• психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;
• хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;
• имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;
• обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:
— индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
— не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией об-разовательных достижений;
-позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития до-школьника и оценивать его динамику;
— учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
— позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
— учитывает представленные в РП целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В Программе «Радуга» в рамках речевого развития детей дошкольного воз-раста предусмотрена специальная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Изучение состояния речи детей проводится один раз в начале учебного года – с момента их прихода в группу в течение двух-трех недель.
Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в Про-грамме «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями. В отдель-ных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей.
Методическое обеспечение педагогической диагностики.
Для оценки индивидуального развития детей проводится педагогическая диагностика.
Объект мони-торинга Содержание монито-ринга Ответствен-ные Периодич-ность
Физическое развитие. Критерии, сформулиро-ванные в программе «Радуга». Инструктор по физической культуре
Май
Речевое разви-тие Критерии, сформулиро-ванные в программе «Радуга» Воспитатели Сентябрь
Формирование математиче-ских представ-лений Критерии, сформулиро-ванные в программе «Радуга» Воспитатели Май
Художествен-но-эстетическое развитие
Музыкальное развитие Критерии, сформулиро-ванные в программе «Радуга»
Критерии программы Э.Костиной «Камертон» Воспитатели, педагог допол-нительного об-разования,
музыкальные руководители
Май
Май
Социально-коммуника-тивное и по-знавательное развитие Критерии, сформулиро-ванные в программе «Радуга»
Воспитатели
Май
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Описание образовательной деятельности с детьми 4– 5лет дается по образова-тельным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Фи-зическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегри-рованно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и цен-ностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные цен¬ности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверс¬тниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморе¬гуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к со¬обществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных ус¬тановок к различным видам труда и творчества; формирование основ безо¬пасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр. 56 – 60 ).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.115 — 116
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор Наименование издания Издательство
О.А.Карабанова, ТН.Доронова, Е.В.Соловьева Развитие игровой дея-тельности детей 2 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015
Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет Москва, «Просвещение», 2015г.
Т.Г Кобзева
И.А. Холодова
Г.С.Александрова Организация деятельно-сти на прогулке. Средняя группа. Волгоград «Учитель» 2013г
Бондаренко Т.М. Приобщение дошколь-ников к труду Воронеж, Метода, 2014
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор¬ческой активности; формирование первичных представлений о себе, дру¬гих людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движе¬нии и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест¬венных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр.75 – 76, 81 – 82) .
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» Мир природы и мир человека-стр.119; математические представления – стр.122 — 123
Наименование издания Автор Издательство
Познавательное разви-тие детей 2 – 8 лет: ма-тематические представ-ления Е.В.Соловьева Просвещение, Москва, 2016
Познавательное разви-тие 2 – 8 лет: мир при-роды и мир человека. Т.И.Гризик Москва, Просвещение, 2015
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Месяц: Название:
Сентябрь 1н. « Как я провел лето». Стр.59
2н. « Знакомство с группой». Стр. 60.
3н. « Знакомство с участком группы». Стр. 61.
4н. « Глина-природный материал». Стр. 61.
Октябрь 1н. « Знакомство с профессией няни». Стр. 67.
2н. « Моя семья». Стр.69.
3н. « Летний лес». Стр. 70.
Ноябрь 1н. « Знакомство с профессией повар». Стр. 76.
2н. « Знакомство с понятием « последовательность». Стр. 78.
3н. « Мои заботливые помощники». Стр. 79.
4н. « Осень». Стр. 81.
Декабрь 1н. « Кто как к зиме приготовился». Стр. 88.
2н. « Праздники в нашей жизни». Стр. 86.
3н. « Лед». Стр. 87.
Январь 3н . « Знакомство с профессией врача». Стр. 90.
4н. « Птицы зимой». Стр. 92.
Февраль 1н. « Экскурсия на почту». Стр.94.
2н. « Самые любимые». Стр. 95.
3н. « Праздник смелых людей». Стр. 95.
Март 1н. « Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 марта!». Стр. 98.
2н. « Домашний труд». Стр. 99.
3н. « Как снеговики правду о весне искали». Стр. 100.
4н. « Посадка рассады цветов». Стр. 101.
Апрель 1н. « Знакомство с профессией». Стр. 103.
2н. « Моя улица». Стр.103.
3н. « Стекло». Стр. 104.
4н. « Мои зеленые друзья». Стр. 105.
Май 1н. « Труд людей». Стр. 107.
2н. « Экскурсия на почту». Стр. 108.
3н. « Весна». Стр. 108.
4н. « Что подарит лето нам». Стр. 109.
Познавательное развитие детей 2 – 8 лет: математические представления
Месяц: Название:
Сентябрь Повторение и закрепление с детьми материала предыдущей возраст-ной группы.
Октябрь 1н. « Число « один». Круг. Шар. Стр.73
2н. «Число «один». Цифра 1. Стр. 75
3н. «Число « один». Геометрическое панно из кругов». Стр. 75
4н. «Число « один». Создание страницы числового фриза» стр. 76.
Ноябрь 1н. «Число « два». Стр.77
2н. « Число « два». Понятие « пара». Стр. 77
3н. « Число « два». Цифра 2. Стр. 77
4н. «Число « два». Создание страницы числового фриза». Стр. 79
Декабрь 1н. « Число «три»- число сказок». Стр. 80
2н. « Число « три». Треугольник. Стр. 80
3н. « Число « три» и цифра 3. Создание страницы числового фриза. Стр. 82.
Январь 1н. «Число «четыре». Времена года». Стр.83
2н. « Число « четыре». Четырехугольники». Стр. 83
3н. « Число «четыре». Четвероногие животные». Стр. 83
Февраль 1н. «Число « четыре». Части суток и части света». Стр.85
2н. « Число « четыре» и цифра 4. Создание страницы числового фриза. Стр. 85
3н. «Число « пять». Стр. 85.
4н. « Число « пять» и цифра 5. Стр87
Март 1н. « Число « пять».Создание страницы числового фриза. Стр. 88
2н. « Число « шесть». Стр. 88
3н. « Цифра 6». Стр. 88
4н. « Число « шесть». Создание страницы числового фриза. Стр.89
Апрель 1н. « Число « семь». Ноты. Число 7 в сказках. Дни недели. Цифра 7. Стр. 92
2н. « Число « семь». Создание страницы числового фриза. Стр. 92
3н. « Число « восемь». Стр. 92
4н. « Число « восемь». Создание страницы числового фриза. Стр. 94
Май 1н. « Число « девять». Цифра 9». Стр. 95
2н. « Число « девять». Создание страницы числового фриза». Стр. 95
3н. Повторение материала. Натуральный числовой ряд. Стр. 95
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (см. стр.126-127 в ПООП «Радуга»).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.126 — 127
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор Наименование издания Издательство
Развитие речи детей 4-5лет.
В.В.Гризик Москва, Просвещение, 2015
Месяц: Название:
Сентябрь Мониторинг
Октябрь 1 нед.: « Звук[а]» стр 61.
2 нед.: «Звук [у]» стр64
3 нед: « Звук [и]» стр 67
« Урожай» стр 68
4 нед: « Звук [о]» стр 70
Пересказ сказки К. Чуковского «Мойдодыр» 72стр
Ноябрь 1 нед «Звук [ ы] стр 75
« Сказка на новый лад» стр 77
2 нед: «Звук [м]» стр 78
3 нед: «Звук [п]» стр 81
4 нед: «Звук [б]» стр 84
« Сказка на новый лад» стр 85
Декабрь 1 нед: «Звук [ф]» стр 88
2 нед: «Звук [в]» стр 90
«Волшебные помощники» стр 91
3 нед: «Новогодние елки» стр 92
Январь 2 нед: «Звук [н]» стр 95
«Снеговики» стр 96
3 нед «Звук [т]» стр 98
«Снеговики» стр 99
4 нед: « Звук [д]» стр 102
Февраль 1 нед: « Помогаем сказочным героям» стр 105
« Звук [к]» стр 106
2 нед: «Звук [г]» стр 109
« На выставке игрушек» стр 111
3 нед: «Звук [х]» стр 112
4 нед: « Звук [с]» стр 115
Март 1 нед: «Звук [з]” стр 118
2 нед: «Звук[ц]» стр 121
« Сочиняем сказку» стр 123
3 нед: «Звук [й]” стр 123
4 нед: « Звук [ш]» стр 126
«Загадки-описания» стр 128
Апрель 1 нед: «Звук [ж]» стр 131
2 нед: «Звук[ч]» стр 133
«Сказки на новый лад» стр 134
3 нед: « Звук[щ]» стр 136
4 нед: « Звук [л]» стр 138
Май «Звук [р]» стр 140
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (сло-весного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр. 102 – 103).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.130 — 131
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Наименование издания Автор Издательство
Художественное творчество детей 2 – 8 лет.
Лепка:
Сентябрь:№1,2,3,4 «Что мы умеем и любим рисовать»(диагностика)
Октябрь:№1,2 «Корзина с любимыми фруктами для зайчат» стр59
№3,4 «Лимоны для зайчат» стр59;
«Вот какой у нас арбуз» стр42. И.А.Лыкова
Ноябрь:стр63 «Волшебный лес полон чудес»
Стр64 «Драгоценные камни и другие маленькие секреты для листовичков»
Стр65 «Мебель для листовичков»(стол, стул)
Стр65 «Мебель для листовичков»(кровать, ди-ван)
Декабрь:стр66 «Печатание осенних листьев на декоративныхпластинах»
Стр69 «Подставка для кисточек»
Стр70 «Лепка глиняных плошек для создания новогодних миниатюр»
Январь: «Новогодние подарки игрушкам» стр 73(2 занятия)
«Снежная баба-франтиха»стр78 И.А.Лыкова
Февраль: «Овощи» стр 78
«Красивые кулоны,бусы в подарок маме» стр79
«Веселые вертолеты» стр98 И.А.Лыкова
«Прилетайте в гости» стр90 И.А.Лыкова
Март: «Цветы-сердечки» стр106. И.А.Лыкова
«Чайный сервиз для игрушек» стр110 И.А.Лыкова
«Поможем Доктору Айболиту вылечить медве-жат»(2 занятия) стр83
Апрель:»Выставка продажа вылепленных изде-лий» стр86
«Лепка сказочной рыбки» стр86
«Чудесный мешочек» стр87
«По реке плывет кораблик» стр130(И.А.Лыкова)
Май: «Веселые жучки и другие насекомые, ко-торых мы видели на прогулке» стр90
«Птичка, которая мне понравилась» стр90
Рисование:
Сентябрь:№1,2,3,4 «Что мы умеем и любим рисовать»
Октябрь: стр56 «Забор вокруг заячьего домика»
Стр 57 «Травка и цветы, которые растут у забо-ра»
Стр 57 «Клумбы с красивыми цветами»
Стр 44 «Яблоко- спелое, красное,сладкое» (И.А.Лыкова)
Стр 48 «Кисть рябины, гроздь калинки…» (И.А.Лыкова)
Ноябрь: стр 61 «Зайчата выращивают лимонные деревья»
Стр 63 «Домик для листовичков» (2 занятия)
Декабрь: стр 67 «Флажки для украшения груп-пы»
Стр 68 «Украшения пригласительных билетов»
стр 68 «Роспись головных уборов для новогод-него праздника»
Январь: стр 71 «Моя новогодняя елочка»(2 за-нятия)
Февраль: стр75 «Ящики с морковью»
Стр 76 «Рисуем портрет своей мамы»
Стр 78 «Открытка-приглашение на праздник 8 марта»
Март: стр 80 «Цветы для украшения группы к празднику 8 марта»
Стр81 « Как зайчата перехитрили волка»
Стр 82 «Преврати свой лоскуток в поле,лес или…»
Стр 112 « Красивые салфетки» (И.А.Лыкова)
Апрель: стр 84 «Нарисуй, что хочешь,краской зеленого цвета»
Стр 85 «Украшение коробочек для хранения «ценностей»
Стр 85 « Коробки с апельсинами для медвежат»
Стр 124 « Кошка с воздушными шарами» (И.А.Лыковастр)
Май: 88 «Рисуем красивые цветы, используя разные оттенки розового цвета»
Стр 89 «Украшаем розовой краской крылья бу-мажных бабочек»
Стр 89 «Красивые весенние цветы, которые нам понравились».
Т.Н.Доронова Москва, Про-свещение, 2015г.
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.
Аппликация:
Сентябрь:стр24 «Поезд мчится тук-тук-тук»
Стр26 «Цветочная клумба»
Октябрь:стр38 «Листопад и звездопад»
Ноябрь:стр52 «Тучи по небу бежали»
Стр58 «Заюшкин огород»
Декабрь:стр74 «Праздничная елка»
Январь:стр88 «Вкусный сыр для медвежат»
Февраль:стр94 «Избушка ледяная и лубяная»
Стр100 «Быстрокрылые самолеты»
Март:стр118 «Сосульки на крыше»; стр120 «Воробьи в лужах»
Апрель:стр122 «Живые облака»; стр128 «Раке-ты и кометы»
Май: стр 140 «У солнышка в гостях»
И.А.Лыкова Москва, ТЦ Сфера, 2016
Конструирование и художественный труд в детском саду.(Занятия для среднего возраста)
Сентябрь: №1 «Домики» стр.47; №2 «Заборчи-ки» стр48;
Октябрь: №3 «Ворота»стр 48;
№1 «Пригласительный билет» стр54
Ноябрь: №4 «Сарайчики и гаражи» стр. 49; № 5 «Гараж»
Стр.49; №2 «Записная книжка»; стр54;
Декабрь: №6 «Сарай» стр50;
№3 «Будка для собаки» стр 55
Январь: №7 «Трамвай»стр50
Февраль:№8 «Трамвай»стр51
№9 «Трамвай»стр52
Март: №10 «Мосты»стр52
№4 «Вагон из бумаги»стр56
Апрель: №11 «Мост» стр 53
№12 (по собственному замыслу) стр54
Май: №5 стр56; №13 стр54
Л.В.Куцакова Москва, ТЦ Сфера, 2016
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах дея-тельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координации и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание образовательной области «Физическое развитие» ( см. в ПООП «Радуга» стр. 110-111).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.134 — 135
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор
Наименование издания Издательство
Е.А.Тимофеева, Е.А.Сагайдачная, Н.Л.Кондратьева Подвижные игры: хре-стоматия и рекоменда-ции. Москва, Воспитание до-школьника, 2010г.
А.С . Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» Речь, Санкт-Петербург, 2007г
Е.А. Бабенкова
О.М. Федоровская «Игры, которые лечат» Москва, ТЦ «Сфера», 2009
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.
Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи: образовательные области, сквозные механизмы развития детей, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности.
Модель образовательного процесса в средней группе.
Образовательные области Сквозные меха-низмы развития ребенка Приоритетные виды детской деятельности Примеры форм орга-низации детских ви-дов деятельности
Физическое раз-витие Игра, общение, познавательно-исследователь-ская деятельность Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами(в т.ч. народные), игровые упражнения, двига-тельные паузы, праздники, физкуль-турные минутки, за-нятия в спортивном зале и др.
Социально-коммуникатив-ное развитие Трудовая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игруш-ками, настольно-печатные), подвиж-ные, народные, твор-ческие игры (сюжет-ные игровые ситуа-ции, театрализован-ные, конструктивные) и др.
Индивидуальные и подгрупповые пору-чения,. Совместный с педагогом труд и др.
Беседы, коммуника-тивные ситуации, си-туативные разговоры и др.
Познавательное развитие Конструирова-ние Наблюдения, опыты, экспериментирова-ние, дидактические, конструктивные игры и др.
Речевое развитие Восприятие ху-дожественной литературы и фольклора
Рассказы, беседы, настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разгово-ры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры и др.
Рассказывание, чте-ние, обсуждение, ра-зучивание, инсцени-рование произведе-ний, театрализован-ные игры, различные виды театра и др.
Художественно-эстетическое развитие Изобразитель-ная, музыкаль-ная, восприятие художественной литературы и фольклора Совместное с педаго-гом изобразительное творчество, верниса-жи детского творче-ства, занятия и др.
Слушание музыкаль-ных произведений, музыкально-ритмические движе-ния, музыкальные иг-ры и импровизации, инсценировки, заня-тия в музыкальном зале и др.
Обсуждение, разучи-вание и инсценирова-ние произведений, театрализованные иг-ры и др.
Покомпонентное описание модели образовательного процесса.
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Позна-вательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое разви-тие», «Физическое развитие» положены в основу модели, в соответствии с ними моделируются все остальные структурные компоненты.
Сквозные механизмы развития ребенка (виды деятельности). Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей. РП построена с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимым на протяжении всего дошкольного детства.
Сквозные механизмы развития детей средней группы.
Возрастной период Сквозные механизмы развития ребенка
Средний дошкольный воз-раст
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
Коммуникативная деятельность (общение и вза-имодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Формы организации детских видов деятельности (в т.ч. в рамках организа-ции непосредственно образовательной деятельности (НОД), которые наиболее адекватны для решения задач той или иной образовательной области. РП предусматривает вариативное использование форм организации образовательной деятельности.
Наблюдение как форма организации детской деятельности
Виды наблюдений Структура наблюдения Формы организации наблюдения
Распознающее
Длительное
Сравнительное
Дедуктивное
Наблюдение изнутри 1. Цель
2. Мотив
3. План
4. Осуществление наблюдения
5. Подведение итогов Фронтально
По подгруппам
Индивидуально
Парами
Экспериментирование как методическая система познавательного разви-тия дошкольников.
Виды экспериментирования
Наблюдение (целенаправ-ленный про-цесс, в резуль-тате которого ребенок сам должен полу-чить знания) Опыты Поисковая деятель-ность (как нахожде-ние спосо-ба дей-ствия)
Кратковре-менные и дол-госрочные Демонстраци-онные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) Опыт-доказатель-ство и опыт-исследова-ние
Составные формы организации детских видов деятельности в средней группе.
Составные формы организации детских видов деятельности
Интерактивные праздники, развлече-ния, досуги (постоянное взаимодей-ствие артистов и зрителей, переход, зрителей в категорию артистов, и наоборот, общение ведущего с участ-никами мероприятия, стимулирующее их эмоциональную, интеллектуальную, творческую, коммуникативную и душевную активность) Естественные образовательные ситуа-ции (ситуативный разговор)
Игровые образовательные ситуации (игра-занятие)
Традиции и ритуалы:»Утро радостных встреч»- каждый понедельник до 8.00 час. Утренние ритуалы приветствия ежедневно до 8.00 час. Вечерние ритуалы прощания каждую пятницу в 16.30 час.
Сладкий вечер чаепития каждую сре-ду во время полдника.
Дни рождения-1 раз в месяц.
Праздники-сюрпризы-1 раз в месяц.
Психологические игры каждый поне-дельник до 8.00 час.
Комплексные формы организации детских видов деятельности в средней группе.
Комплексные формы организации детских видов деятельности
Тематические дни:
«День книги»
Традиционные праздники: «Осени-ны», «Новый год», «Праздник пап ко Дню защитника Отечества», «8 Мар-та», «Веснянка»- к празднику весны и труда, «День защиты детей», «День Знаний».
Участие в обрядовых праздниках: Рождественские колядки, Пасха, Масленица, День семьи любви и вер-ности. Тематические периоды (от 2-3 дней до
2 недель в зависимости масштабов те-мы)
С 19.11.2018г. по 23.11.2018г.посвященная Дню Мате-ри.
С 09.01.2019 по 12.01.2019г.-рождественские «Колядки»
С 18.02.2019 по 22.02.2019г.- неделя отцов
С 18.03.2018 по 22.03.2019г.- посвя-щенная Дню театра
Методы обучения
Для решения образовательных задач РП используются словесные, наглядные, практические и другие методы обучения.
Формы организации образовательной деятельности при использовании дан-ных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экспериментирование и др.
Решение образовательных задач РП осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.
Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей РП предусмотрено:
— выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;
— организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочте-ний детей;
— поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах, круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;
— стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;
— формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстни-ками;
— участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;
— поощрение содержательных диалогов как проявление размышлений детей о действительности;
— формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;
— расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использова-ния всего многообразия детских игр и пр.
В ходе реализации образовательных задач РП осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка
Виды деятельно-сти Содержание работы
Игровая Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — творческие (в т.ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний.
При организации игры педагог стремится к тому, дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно.
Познавательно-исследовательская У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции ( сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия), простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, песком, снегом и др.) и ру-котворными (магнитами, увеличительными стеклами и т.п.) объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в познавательной литературе и др. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной мно-гофункциональностью; во-вторых, предоставление возможности детям использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов
в разнообразных видах деятельности (игре, конструирова-нии, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изуче-нию.
Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолеть трудности, доводить начатое дело до конца,. Нацеливает на поиск новых творческих решений.
Коммуникативная Развитию коммуникативной деятельности (общение в про-цессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка.
Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок.
В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слу-шать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и др.
Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора т.д.
Одной из основных образовательных задач РП является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в РП уделяется:
— поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
— ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, мето-дами, формами и средствами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родите-лей «во благо» ребенка.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с РП является желание сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Формы взаимодействия с родителями.
В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: информационные, организационные, просветительские, организационно-деятельностные, участие родителей в образовательной деятельности и др.
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2018– 2019уч.г.
Период Тема
Мероприятия
Сентябрь Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет Родительское со-брание
Декабрь Родительское со-брание
Март Родительское со-брание
Май Итоги работы за учебный год.
Подготовка к летне-оздоровительной работе. Родительское со-брание
Сентябрь Но-ябрь На первый квартал учебного года (ре-жим дня, расписание НОД, уголок здо-ровья, памятка для родителей по энте-ровирусной инфекции. Папка раскладка «Золотая осень».) Раскладушка « День матери, «Рождество пресвятой Богоро-дицы» Оформление ин-формационных стендов
Декабрь Фев-раль На второй квартал учебного года (Пап-ки раскладушки «Зимушка зима», «Но-вый год», «Рождество Христово», «Наши защитники Отечества», «День отца»).Рекомендации : «Профилактика гриппа и ОРЗ», Прогулка с детьми 4-5 лет, «Зимние забавы».
Оформление ин-формационных стендов
Март – Май На третий квартал учебного года : Ре-комендации по ознакомлению детей с весенними явлениями в природе, реко-мендация «Агрессивные дети», Сказка как средство коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возрас-та., Прогулки весной, «Одежда детей весной в группе и на улице», «Папки раскладушки: 8 марта, Пасха, Маслени-ца».
Оформление ин-формационных стендов
Июнь -Август На четвертый квартал учебного года (Ознакомление с режимом дня на теп-лый период, с организационной дея-тельностью на летний период. Папки раскладушки «Лето красное», «Трои-ца», «Опасные предметы, существа и явления», «Как правильно закалять ре-бенка» Оформление ин-формационных стендов
По мере необ-ходимости 1. Сон, как важная составляющая ре-жима дня дошкольника
2. «Родительский авторитет»
3. Роль дид.игр для развития речи детей
4. Артикуляционная гимнастика
5. Профилактика Гриппа и ОРЗ
6. Воспитание культуры поведения
7. безопасность на дороге, водоеме, на улице
8. Правила общения с агрессивными детьми
9. Индивидуальные консультации… Проведение кон-сультаций (инди-видуальные, груп-повые)
Один раз в год Оформить выставку: Выставка ме-тод.литературы
Сентябрь – май
Октябрь
Декабрь «Семейные альбомы, «Наша группа»
«Осенние фантазии»
«Мастерская деда Мороза» Выставка
По мере необ-ходимости 1. Оформление группы к праздникам
2. Благоустройство участка зимой
3. Благоустройство цветника и участка
4. Тематические акции Привлечение роди-телей к оказанию помощи
Сентябрь-октябрь Сбор соц. Сведений о семье
По мере по-ступления де-тей в дет.сад Своевременное ин-формирование ро-дителей об оплате за дет.сад, льготах, компенсационных выплатах
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Материально-техническое обеспечение РП.
Проектная мощность детского сада, используемая в образовательных целях
Пространство Оборудование
Групповая комната Кухня, парикмахерская, уголок ряженья, книжный уголок, уголок природы, уголок опытничиской деятельности, двигательный уголок, уголок строи-тельный, театральный, песочница, музыкальный уголок , физкультурный уголок, уголок сенсорики.
Отдельная спальня 26 кровати, шкаф, комод
Туалетная комната 4 унитаза,
Умывальная комната 4раковины, 1 ванна для мытья ног.32 сушилки для полотенец.
Раздевалка 34 шкафа, 3банкетки, тумба
Игровая площадка на участке 1 песочница, 1 домик,3лавочки , веранда, , мото-цикл 2шт, столик, лавочка для ходьбы, стол ро-машка.
Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализа-ции РП
Социально-коммуникативное развитие
Образные игрушки Куклы разных размеров (мальчики, девочки), комплекты сезонной одежды. Игрушки, обозначающие домашних животных и диких. Коллекция «Куклы мира», Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Магазин», «Пожарная станция», « Кух-ня»,«Парковка», «Больница», «Парик-махерская», «Костюмерная», «ГИБДД»
Предметы быта Соразмерные куклам наборы посуды (чайной, столовой), мебели, Наборы игрушечных инструментов: молоток, пила, топор, отвертка, гаечный ключ.
Техника, транспорт Наборы игрушек разного размера, изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный, воздушный. Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер).
Бросовые материалы и предметы-заместители Природный материал, веревки, пробки, пластмассовые флаконы, ёмкости из-под йогурта, коробки, лоскутки, мешочки, разные виды бумаги, поделочные материалы и пр.
Ролевые атрибуты Руль, бинокль, фотоаппарат и др. Эле-менты костюмов и комплекты профес-сиональной одежды.
Атрибуты для уголка ряженья Цветные косынки, юбки, фартуки, эле-менты костюмов сказочных героев и др.
Игрушки и оборудование для театра-лизованной деятельности Все виды театрализованных игрушек, элементы костюмов сказочных героев, набор масок и др.
Познавательное развитие
Дидактические пособия и игрушки Наборы для классификаций и совер-шенствования сенсорики (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), всевозможные вкладыши (в рамку, ос-нование, один в другой). Пазлы, моза-ики, лото, домино.
Дидактические игры:
«Противоположности»
«Дикие животные»
«Геометрическое лото «Рыбки»
«Логические цепочки»
«Задачки для ума»
«Количественные пазлы»
«Цвета»
«Подбери по контуру»
«Свойства»
«Геометрические формы»
«Четвертый лишний»
«Наблюдательность»
«Фигуры», «Собери картинку»(пазлы)
«Составь целое», «Найди отличия»,
«Кем быть», «Профессии», «Где что растет»,
«Земля и ее жители», «Что из чего сделано»,
«Наведи порядок», «Времена года», «Кто где живет?»
«Как растет живое?»
«Что в моей корзинке»
«Что происходит в природе», «Гнездо, улей, нора».
Игрушки и оборудование для экспери-ментирования Игрушки и орудия для эксперименти-рования с водой, песком, снегом. Непромокаемые фартуки. Флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. Предметы-измерители: ве-сы, мерные сосуды, часы и др. Специ-альное оборудование для детского экспериментирования.
Строительные материалы, конструкто-ры Разнообразные строительные наборы, конструкторы и др.
Средства ИКТ Телевизор в группе для родителей, флэшка с демонстрационным материа-лом, магнитофон, DVD, ноутбук.
Речевое развитие
Библиотека и аудиотека Книги со сказками, рассказами, сти-хами с иллюстрациями разных ху-дожников; детские журналы и энцик-лопедии. Аудиозаписи с произведениями художественной литературы и фольклора.
Дидактические пособия Предметные, сюжетные картинки: лексический материал по темам одеж-да, посуда, мебель, животные, транс-порт, профессии, игрушки и др
Дидактические игры:
«Что перепутал художник?»
«Он, она, оно»
«Мой, моя, мое, мои».
«Расскажи сказку по картинкам».
Художественно-эстетическое развитие
Художественно- продуктивная дея-тельность Карандаши цветные (18-24 цвета), простые и многоцветные, кисти бели-чьи или колонковые (3 размера для каждого ребенка), краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, сангина, палитры детские, стаканчики для воды, под-ставки под кисти, мелки ( меловые, восковые), бумага (белая, цветная, то-нированная), картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), стеки, геометрические тела. Нетрадиционные материалы: природный материал, шерстяные нитки, пуговицы, бусины, бисер, ватные палочки, щетки, губки,. Для развития эстетического восприятия: произведения народного и деко-ративно-прикладного искусства, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы. Оборудования для выставок.
Музыкальная деятельность Альбомы с песнями, бубны, бубенцы и колокольчики, маракасы, ручные барабаны и др. Танцевально-игровые атрибуты.
Физическое развитие
Физкультурный инвентарь Шведская стенка,гимнастический мат, мячи разных размеров, дуги-воротца, кегли, кольцебросы, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки, кубики пластмассовые 5×5 см, платочки, ленточки, мешочки с песком (вес 200-250 г), баскетбольные кольца.
Оздоровительное оборудование Массажные коврики и дорожки, мас-сажные мячи.
3.2.Режим дня в холодный период
Приём детей ,
осмотр, игры, дежурства 7.00 – 8.15
« Приходи сказка» 8.15 – 8.20
Утреннее приветствие
8.20 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 9.00
Игровая деятельность,
подготовка к образовательной дея-тельности 9.00- 9.15
Образовательная деятельность 1 9.15 – 9.35
Перерыв 9.35 – 9.45
Образовательная деятельность 2 9.45 — 10
Второй завтрак 10.05-10.15
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 10.15 – 12.10
Подготовка к обеду, обед 12.10 – 12.40
Подготовка ко сну, сон 12.40 -15.00
Подъём, закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры 15.00-15.10
Самостоятельная деятельность 15.10 – 15.30
Образовательная деятельность 15.30 – 15.50
Игровая деятельность, чтение, труд 15.50 – 16.30
Подготовка к ужину, ужин 16.30 – 17.00
Прогулка, игры, уход детей домой 17.00 – 19.00
Расписание непрерывной образовательной деятельности на 2018 – 2019 учебный год.
Понедельник
1. Познавательное
2. Физкультурное
3. Экология ( 1-3 недели), ОБЖ ( 2-4 недели)
Вторник
1. Музыкальное
2. Математика
Среда
1. Развитие речи
2. Конструирование, Аппликация (чередование)
3. Физкультурное на участке
Четверг
1. Рисование
2. Физкультурное
Пятница
1. Музыкальное
2. Лепка
Примечание. Продолжительность НОД для детей от 4-х до 5 лет – не более 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.
№ Виды деятельности Количество образовательных занятий в неделю
1. Двигательная дея-тельность 3 занятия физической культурой
20+20+20
(60 минут)
2. Коммуникативная деятельность
2.1 Речевое развитие 1 – 2 занятия(по плану)
20 минут(40 минут)
3 Познавательно-исследовательская деятельность
3.1 Картина мира 1 занятие
20 минут
ФЭМП 1 занятие
20минут
4. Изобразительная дея-тельность (рисование, лепка, аппликация -0.5 и конструирование-0.5)
Нетрадиционная тех-ника рисования (до-полнительное образо-вание) 3 занятия
20+20+20
60 минут
1 занятие
20 минут
5. Музыкальная дея-тельность 2 занятия
20+20
(40 минут)
Всего в неделю 13 занятий
Образовательная нагрузка
(в неделю) 4 часа 20 минут.
3.3.Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий
Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются: организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки; развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках; создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых; обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей; формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.
Цикличность организации досуговых мероприятий предполагает еженедельное их проведение (до 15 минут) во второй половине дня: каждую пятницу – вечер развлечений; 1 раз в неделю – физкультурный досуг. Для организации и проведения детских досугов возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанник
Перспективный план досуговых мероприятий в средней группе.
Сентябрь:
1 нед.
Настольный театр «Волк и семеро козлят». Зад: напомнить содержание сказки, способствовать активизации речи.
2 нед.
Вечер загадок «Осень золотая». Зад: создать радостное настроение,знакомить с признаками осени.
3 нед.
«Вечер подвижных игр». Зад: развивать двигательную активность,снятие нерв-ного напряжения.
4 нед.
«Игрушки в стихах А. Барто» Зад: закрепить знания стихов в произведениях А. Барто, развивать выразительность речи, память.
Октябрь.
1 нед:
Показ настольного театра «Маша и медведь».
Зад: создание праздничной атмосферы, способствовать активизации речи.
2 нед:
Спортивное развлечение «Осень в гости к нам пришла». Зад: развивать двига-тельную активность, укреплять мышцы туловища.
3 нед:
«В гостях у сказки». Зад: закреплять знания о сказках, воспитывать чувства со-переживания и сочувствия.
4 нед:
« Конкурс чтецов». Зад: способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений.
Ноябрь.
1 нед:
Спортивное развлечение «Здоровячки». Зад: развивать двигательную актив-ность, тренировка мышц туловища,способствовать закаливанию детского орга-низма.
2 нед:
Развлечение «Дело было в огороде». Зад: закреплять знания об овощах и фруктах.
3 нед:
Выставка детского творчества «Осень разноцветная». Зад: расширение пред-ставлений об осени,воспитание бережного отношения к природе.
4 нед:
« Вечер колыбельных песен» Зад: развитие музыкальных способностей у детей.
Декабрь.
1 нед:
Развлечение «Путешествие в страну мультфильма». Зад: поддерживать радост-ное, веселое настроение.
2 нед:
Спортивное развлечение « Веселые старты». Зад: формировать представления о здоровом образе жизни,о значении физических упражнений для организма человека.
3 нед:
Развлечение « В кругу друзей под Новый год». Зад: формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике. Формировать умение доставлять радость близким.
Январь.
3 нед:
« Секрет волшебных слов». Зад: формировать у детей навыки культурного поведения, обучать употреблять в речи вежливые слова, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
4 нед:
Изготовление, совместно с родителями и размещение кормушек для зимующих птиц. Зад: расширять представление детей о природе, формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Февраль.
1 нед:
Развлечение «Давай поговорим». Зад: продолжать знакомить детей с тем, что словами можно воздействовать на чувства и поведение людей.
2 нед:
Спортивное развлечение «Мы идем в поход». Зад: упражнять в ходьбе и беге разными способами, в прыжках в высоту, совершенствовать навыки в упражнениях с мячом.
3 нед:
Развлечение «Спичка-невеличка» Зад: закреплять знания о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним.
4 нед:
Развлечение « В гостях у снеговика» Зад: стимулирование речевой активности детей.
Март.
1 нед:
«Весенний праздник птиц». Зад: закреплять знания детей о перелетных и зиму-ющих птицах.
2 нед:
Показ настольного театра « Три поросенка». Зад: создание радостного настроения, понимать содержание сказки, участвовать в представлении.
3 нед:
Спортивное развлечение «Праздник с Чипполино». Зад: способствовать сохра-нению и укреплению физического и психического здоровья детей.
4 нед:
«Веселинка в гостях у ребят». Зад: формирование потребности общения со сверстниками, воспитывать в детях чувство юмора.
Апрель.
1 нед:
Спортивное развлечение « Юные космонавты». Зад: развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции.
2 нед:
Развлечение «К нам приехал цирк». Зад: доставить детям радость, побуждать к активному участию в игре, развивать фантазию.
3 нед:
Инсценировка сказки «Рукавичка». Зад: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, побуждать детей к самостоятельной инсценировке с использованием полумасок.
4 нед:
Викторина «В стране Здоровячков». Зад: рассказать детям о полезных и вред-ных продуктах питания, об их значении для человека.
Май.
1 нед:
Развлечение « Весна- красна». Зад: закреплять знания детей о весенних измене-ниях в природе, воспитывать любовь к ней.
2 нед:
Досуг «Фруктово-ягодный микс». Зад: создание благоприятного эмоционального настроя, расширение знаний о ягодах и фруктах.
3 нед:
Спортивное развлечение «Мы веселые ребята». Зад: развивать двигательную активность, способствовать закаливанию детского организма.
4 нед:
Развлечение « Там на неведомых дорожках». Зад: воспитывать любовь к родному краю.
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соот-ветствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обес-печивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, пред-ставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной сов-местной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так-же возможности для уединения.
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды.
Критерий Характеристика
Насыщенность — соответствие возрастным возможностям детей;
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке} обеспечивают:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Трансформируемость Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды — детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
— наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
Вариативность — наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность • доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей к играм, игрушкам, ма-териалам, пособиям, обеспечивающим все основ-ные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и обору-дования.
Безопасность — соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Приложение № 1
Сведения о программно-методическом обеспечении Программы.
1. Е.В.Соловьева, « Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. г. Москва, «Просвещение», 2014г.
2. О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В.СоловьеваРазвитие игровой деятельности детей 2 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
3. Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
4. Т.И.Гризик. Познавательное развитие детей 2 – 8 лет: мир природы и мир человека Москва, Просвещение, 2015г.
5. Е.В.Соловьева .Формирование математических представлений детей 2 – 7 лет. Москва, Просвещение, 2016г.
6. Т.И.Гризик. Речевое развитие детей 4-5 лет –М., Просвещение, 2015
7. Л.В. Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду.- М., ТЦ Сфера,2009
8. Л.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. — Изд. Цветной мир, 2015
9. Т.Н.Доронова Художественное творчество детей 2 – 8 лет. Москва, Про-свещение, 2015г.
10. О.А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» ЗАО «Элти-Кудиц» Москва 2014г
11 Т.П. Трясорукова «Игры для дома и детского сада»,Феникс, Ростов-на-Дону,2013
12. М.И. Чистякова «Психогимнастика», Просвещение, Москва 1995г
13. Т.М. Бондаренко «Приобщение дошкольника к труду.» Метода, Воро-неж,2014.
14. Т.В.Калинина «Пальчиковые игры иупражнения для детей 2-7 лет
16. А.С.Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» , Речь, Санкт-Петербург, 2007г.
17. Е.А.Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации .Издательский Дом, Москва,2010
18. Е.А. Бабенкова «Игры, которые лечат «Сфера», Москва 2009г
19.Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова,Г.С.Александрова, «Организация детей на прогулке, средняя группа»,Учитель, Волгоград, 2013.
20. Г. М. Лямина, Т. А. Гербова «Воспитание детей в средней группе детского сада». Издательство «Просвещение»1977 г.
21. Е. А. Тимофеева «Игры с правилами в детском саду». Издательство «Просвещение» 1970 г.
22. Е. А. Тимофеева «подвижные игры с детьми младшего возраста. Москва. Издательство «Просвещение»1979 г.
23. Н. С. Голицина «ОБЖ для младших дошкольников». Москва. Издательство «Скрипторий 2003». 2015 г.
24. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Физкультурные минутки». Москва. Аст-рель АСТ. Ермак 2004 г.
25. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Москва.
Издательство «Мозаика Синтез» 2009 г.
26. Ю. М. Владимирова «Хрестоматия для средней группы». Издательство «Самовар – книги». Москва. 2014 г.
27. М. В. Лучич «Детям о природе». Издательство «Просвещение»1991 г.
Приложение№2
Наглядный, дидактический материал:
«Государственные символы»
«Правила на дороге»
«Соблюдай правила пожарной безопасности»
«Летние виды спорта»
«Зимние виды спорта»
«Культурно-гигиенические и трудовые навыки»
«Домашние животные и птицы»
«Чувства. Эмоции»
«Посуда»
«Конструирование из строительных материалов»
«Дорожные знаки в картинках»
«Портреты детских писателей»
«Расскажи про детский сад»
«Бытовая техника»
«Природные и погодные явления»
«Народы России и ближнего зарубежья»
«Грибы и ягоды»
«Животные средней полосы»
«Спец.машины»
«Карточки цифр»
«математические знаки»
«Птицы»
«Одежда»
«Головные уборы»
«Домашние птицы»
«Транспорт»
«Профессии»
«Грибы»
«Мебель»
«Фрукты»
«Овощи»
«Сюжетные картинки»
«Карточки-схемы по опытнической деятельности»
Приложение №3
Литература для детей:
1. К.Чуковский «Сказки». «Довира», Киев, 1996 г.
2. С.Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Москва, ООО «Изд-во АСТ», 2014
3. И.Ищук «Как Маша дом искала». ООО «Линг». Москва, 2004
4. Ел.Ляхова «Мой любимый детский сад». «Полиграф», Н.Новгород, 2003
5. А.Барто «Машенька растет». «Яблоко», Москва, 2004г.
6. В.Борисов «Помогаем маме». Изд-во «Алтей и К О», Дмитров, 2009
7. Коллектив авторов «Любимой маме». Изд-во «Астрель», Москва, 2006
8. Ярослав Пишумов «Наши мамы и мы». «Алтей», Москва, 2006
9. Н.Иваницкий «Ладушки». «Стрекоза-Пресс», Москва
10. К.Чуковский «Цыпленок». Изд-во Ч.А.О. « К О», 2005
11. М.Долотцева, «Крошка Енот». «Яблоко», Детиздат, Москва 2014
12. «Маленькой елочке холодно зимой» (Стихи, загадки, сказки), изд-во «Махаон», Москва, 2013
13. «Энциклопедия детства»., «ЭКСМО», Москва, 2008
14. С.Шустов «Домашние питомцы» , «Доброе слово», Н.Новгород, 2013 (2 шт)
15. Е.Благина. «Вот какая мама». Изд-во «Детская литература» Москва, 1981
16. «Кот в сапогах» и другие сказки. ООО изд-во «Доброе слово, Н.Новгород, 2013
17. Энциклопедия знатока «Голубая планета», «Махаон», Москва, 2008
18. М. Мышковская, «Большая энциклопедия животных», «ЭКСМО-Пресс», Москва, 2001
19. Русская народная сказка «Морозко», ООО «Фолиант-Пресс», Тверь, 2004
20. В.Степанов. «Зимушка-зима», ООО «Детиздат», Москва, 2012
21. Русская народная сказка «Летучий корабль», «Книжный дом», 2005
22. Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Издательский дом «Профпресс», Ростов-на-Дону, 2004
23. «Русские народные сказки», изд-во ЗАО «Славянский дом книги», 2002
24. Н.Притулина «Где зимуют зайцы?», изд-во «Махаон», 2013
25. А.Усачев «Любопытная Варвара», изд-во «Дрофа», 2003
26. В.Караваева «Вовка в тридевятом царстве». Изд-во «АСТ», 2000
27. А.Волков «Волшебник изумрудного города», АСТ, Москва, 2000
28. М.В.Юдаева «Хрестоматия для средней группы». Изд-во «Самовар», Москва, 2014
29. Б.Заходер «Стихи и загадки». Изд-во «Росмэн», 2008
30. А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Изд-во «Планета Детства», Дмитров, 2006
31. Русская народная сказка «Скатерть-самобранка». ООО «Изд-во «ЭКСМО», Дмитров, 2006
32. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». «Терра», Москва, 1992
33. Русская народная сказка «Баба Яга», ООО изд-во «ЭКСМО» Дмитров, 2008
34. Эдуард Шиси «Рассказы и сказки о природе ООО «Стрекоза», Москва, 2010
35. О.А.Александрова. «С Новым Годом». ООО Издательский дом «Дет-ский Мир, Москва, 2013
36. Н.В.Козловская «С Новым Годом». РИО «Самовар», Москва, 2001
37. Группа авторов «Голубая планета». Махаон, 2008
38. И.В. Кудишин. Детская энциклопедия РОСМЭН «Транспорт». ЗАО «РОСМЭН-Пресс», 2008
39. Н.В.Козловская «8 марта». Изд-во «Самовар», Москва, 2007
40. Д.Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки». Изд-во «Книжный дом», Минск, 2010
41. К.Чуковский «Мойдодыр», «Путаница». ООО изд-во «Фламинго», 2006
42. Г.Харенко «Угадай сказку», АСТ-Пресс, Москва, 2011
43. Русская народная сказка «По щучьему велению». Изд-во «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2007
44. Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузэна». РИО «Самовар», Москва, 2002
45. С.Михалков «Мы с приятелем». «Росмэн», Москва, 1995
46. Русская народная сказка «Кто, кто в рукавичке живет?». Изд-во «Ма-лыш», 1992
47. О.Корнеева «Подарки дедушке Морозу». Изд-во «Проф-Пресс», 2008
48. В.Степанов «Белый терем — зимний лес». Изд-во АДОНИС, Москва, 2011
49. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Просвещение, 1999
50. В.М.Борисов «Считалочки». Изд-во «Самовар», 1990
51. С.Козлов «В сладком морковном лесу». ТО Алтей, Москва, 1995
52. Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». ЗАО Издательский Дом «ГЕЛИОС», Москва
53. Е.Ляхова «Ручеек». Полиграфлэнд, Нижний Новгород, 2003, 2 шт.
54. К.Чуковский «25 загадок, 25 отгадок». Изд-во Самовар, Москва, 2013
55. В.Степанов «Змей Горыныч и Василиса». ООО Изд-во «Фламинго», 2005
56. В.Степанов «Кот рукодельник», ООО изд-во «Фламинго, Москва.
57. Русская народная сказка «Волшебный конь», ООО Изд-во «ЭКСМО», 2008
58. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Изд-во «Белорусский дом печати», Минск, 2010
59. А.Богдарин «Знакомые птицы». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2006, 2 шт.
60. А.Богдарин «Знакомые машины». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2007, 4 шт.
61. А.Богдарин «Знакомые профессии». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2006.
62. Русская народная сказка «Колобок», ООО Изд-во «Фламинго», Москва, 2004
63. В.Сутеев «Кот-рыболов». «Росмэн-Лига», Москва, 1996
64. Русская народная сказка в обработке К.Ушинского «Сивка-Бурка». Стрекоза-Пресс, Москва
65. К.Чуковский «Краденое солнце». Изд-во «Яблоко», 2003
66. «Веселые снеговички». ООО Изд-во «ОНИКС», Москва, 2011
67. Зоя Петрова «Спят усталые игрушки». «Омега», Москва, 2008
68. В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». ООО «Самовар», Москва, 2014
69. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет
Интернет-ресурсы: Каталог образовательных интернет-ресурсов.
maam.ru
nsportal.ru
Образовательные CDдиски:
«Любимые русские народные сказки»
«Сказки Ганса Христиана Андерсена»
С.Я. Маршак «Стихи и сказки»
Список методической литературы для родителей:
1. Т.П. Трясорукова «Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения». г.Ростов – на – Дону «Феникс» 2013г.
2. С.Ю. Чижова, О.В. Калинина «Детская агрессивность». Ярославль «Ака-демия развития» 2005г.
3. Х. Штольц «Каким должен быть твой ребенок?»
4. Л.Анзорг «Дети и семейный конфликт»